Тамбовское восстание

Тамбовское восстание
«Антоновщина»
Гражданская война в России
Объединенная партизанская армия.jpg
Бойцы одного из полков Объединенной партизанской армии Тамбовского края (зима 1920—1921 годов)
Дата: октябрь 1920 — лето 1921
Место: Балашовский и Сердобский уезды Саратовской губернии
Противники
Flag of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (1918-1920).svg РСФСР
  • Red Army badge.gif 14-я Отдельная кавбригада и бронеотряд ВЧК
  • ЧОНы Северного района
  • отряды 3-й Петроградской коммуны
  • отряды местных коммунистов и комсомольцев
Darker green and Black flag.svg Зелёные повстанцы:
  • Darker green and Black flag.svg 1-я Повстанческая армия
Командующие
И. П. Уборевич
Г. И. Котовский
А. С. Антонов
А. В. Богуславский

Тамбовское восстание (т. н. «Анто́новщина») — массовое восстание крестьян, выступивших против политики «военного коммунизма», за свободу торговли и отмену продразверстки. Началось в 1920 году в Тамбовской губернии и получило отклик в пограничных уездах Воронежской и Саратовской губерний. Подавлено в 1921 году регулярными силами Красной Армии во главе с М. Н. Тухачевским. Руководители восстания расстреляны. В советской исторической литературе движение именовалось «Антоновщина» — по фамилии одного из руководителей восстания Александра Степановича Антонова.

События на территории нынешнего Ртищевского района

С октября 1920 по лето 1921 года на сёла нынешнего Ртищевского района отрядами, под командованием А. С. Антонова и других руководителей Тамбовского восстания было совершено около двадцати набегов. В сёлах Макарово, Репьёвка, Красная Звезда, Шило-Голицыно, Урусово, Салтыковка, Елань было замучено и убито более 100 коммунистов. Дважды совершались налёты на станцию Ртищево.

1920 год

А. С. Антонов
Макарово. Обелиск на братской могиле погибших в декабре 1920 года во время налёта антоновцев
ВООПИК.png Объект культурного наследия Ртищевского района № 6400000155
Василий Никитич Попов
с. Красная Звезда. Обелиск на братской могиле погибших в годы гражданской войны

Октябрь

В начале октября 1920 года органам советской разведки стало известно, что антоновцы готовят нападение на северную часть Балашовского уезда. Численность отряда называлась не менее 200 и не более 500 кавалеристов. Возможный их маршрут указывался следующий: Паревка (Тамбовская область), Тамала; затем на Беково и далее в Сердобский уезд[1].

С Саратовским губревсоветом был согласован следующий план: для охраны железной дороги на участке Ртищево — Тамала на станцию Вертуновская выдвигался бронепоезд; отряды частей особого назначения (ЧОН) Северного района и отряды коммуны должны были образовать заслон Тамалы у сёл Аннино, Крутец и Сергиевское, отряд И. И. Вишнякова вёл разведку и готовился к выступлению в район Боцманово — Красное Колено[1].

В течение трёх дней из коммунистов Северного района был набран отряд пехоты численностью около 30 человек, которым должен был командовать старший милиционер из села Пугачёво, была проверена готовность отряда коммуны в Отрадном (30 всадников и 20 пехотинцев), и эти отряды были отправлены на место дислокации[1].

Однако, узнав, что в коммуне есть сильный отряд вооруженных людей и на станции Вертуновской стоит бронепоезд, антоновцы изменили маршрут. Отряд численностью около 350 всадников, во главе с Антоновым и частью членов эсеровского Тамбовского губернского Комитета организации «Союз трудового крестьянства», прошла из Тамбовской губернии на Новосёлки — Северку — Пугачёво — Перевесенки[1].

5 октября[1][2] 1920 года антоновцы захватили волостное село Пугачёво. Во время налёта были убиты 7 человек — председатель Пугачёвского волисполкома В. Н. Попов, милиционеры И. П. Васильев и Н. Г. Сорокин[П 1], коммунисты из села Андреевки В. Д. Крюков и Н. Петров[1], а также беспартийные — начальник почты И. Ф. Соколов и аптекарь А. М. Кан[3]. Получив известие, что в Отрадном нет вооружённых людей, Антонов с эскадроном ворвался в коммуну. Завершив разграбление Отрадного и казнив коммунаров, антоновцы ушли на Пугачёво. Пробыв в селе 4—4,5 часа[2] (примерно с десяти часов утра 5 октября), отряд ушёл в направлении села Гривки[1].

На следующее утро, 6 октября, отряд двинулся на Перевесенки, направляясь, по всей видимости, к переправе через Хопёр на село Красная Звезда. Однако переправы заняли передовые отряды Вишнякова. Антоновцы, встреченные на переправах огнём, бой не приняли. Тем временем на мобилизованных подводах подошла главная часть отряда Вишнякова. Он успел догнать остановившихся антоновцев и вступил с ними в бой. Было захвачено знамя с лозунгом — «В борьбе обретёшь ты право своё». В этом рейде антоновцы зарубили более 30 человек, из них 23 коммуниста, в том числе председатель Гривковского сельсовета Иван Васильевич Корнев. Повстанцы потеряли в Пугачёво, на переправах и в волости 9—10 человек убитыми. 8 октября отряд ушёл в Тамбовскую губернию[1].

Ноябрь — декабрь

Через месяц — 3 ноября[2] 1920 года отряд антоновцев общим числом 200—250 сабель произвёл краткий налёт на Пугачёво через Северку. Однако за несколько часов до налёта пугачёвские организации сумела предупредить разведчица Ольга Александрова. Пугачёвские организации эвакуировались в коммуну Отрадное, а некоторые и на станцию Вертуновскую. Пробыв в Пугачёво непродолжительное время и убедившись, что о набеге знали, антоновцы тем же путём ушли назад[1]. Во время второго налёта на село от рук антоновцев погибло два человека[2].

25—26 декабря[2][1] 1920 года через Новосёлки — Северку до Пугачёво вновь прошёл отряд численностью около 200 сабель. Балашовская парторганизация по агентурной линии о нападении на уезд была извещена, но не только не смогла оказать помощь западным сёлам, но даже не успела их предупредить. В Новосёлках, Дмитриевке (Грязнухе) и Северке Советская власть перестала существовать. Много жертв было в Пугачёво, которое антоновские отряды окружили плотным кольцом. Повстанцы убили почти всех сотрудников волостного отделения милиции, в том числе начальника отделения Г. С. Щипакова. Кроме того были казнены два члена исполкома, в том числе заведующий земельным отделом Р. Н. Яковлев, несколько комсомольцев, среди них — секретарь волкома комсомола И. В. Фролов[4], а также активисты комбеда и продотрядовцы. Жертвы налёта были похоронены в братской могиле на сельской площади. Ныне на ней установлен обелиск. У крестьян было уведено более сотни лошадей. К Антонову ушли около двадцати жителей из Новосёлок, Дмитриевки и Северки[1].

Как первый, так и последующие рейды антоновцев были основаны на широкой разведывательно-шпионской деятельности опытных агентов Антонова, засланных заранее, ещё в начале 1920 года. Сеть агентов была внедрена, преимущественно, в советские и партийные организации, а также в милицию и продотряды. Главными задачами агентов были сбор информации о расположении частей, составление списков коммунистов и советского актива, проведение среди местного населения агитационной работы и разнообразные диверсии. Большинство агентов выявили лишь к середине лета 1921 года[1].

1921 год

Январь

Карта-схема налётов отрядов Повстанческой армии на территорию нынешнего Ртищевского района и сопредельные территории (1920—1921 годы)
Михаил Бармёнков

7 января 1921 года[1] через Красное Колено в Балашовский уезд вторгся крупный отряд антоновцев — около 1200 сабель и 300 пехотинцев на подводах. Почти беспрепятственно этот отряд прошёл через Хмеленки, Рязанку, Боцманово, около Андреевки[П 2] пересёк Хопёр[1]. Нападению подверглись сёла Скачиха, где антоновцами были зарублены секретарь партийной ячейки Герасим Николаевич Архипов и комсомолец Семён Покровский (похоронен на местном кладбище)[5], и Красная Звезда, где ими были казнены 8 человек[П 3] — 6 коммунистов и 2 беспартийных советских работников[6]. Далее повстанцы прошли через Мещеряковку и Снегирёвку[П 4] в Сердобский уезд. Однако от железной дороги они были отбиты двумя бронепоездами и частями, срочно вызванными из Саратова. Отряд возвратился в Тамбовскую губернию пройденным путём[1]. Проходя через село Голицыно, антоновцы захватили инструктора-организатора Балашовского укома комсомола Михаила Бармёнкова и членов краснозвездинской комсомольской ячейки Алексея Бармёнкова и Ивана Сивохина. Их доставили в Красную Звезду, в штаб антоновцев, который располагался в доме некого Колесникова. М. Бармёнков был казнён, И. Сивохина и А. Бармёнкова высекли плетьми, от казни их спасло отсутствие комсомольских билетов[7].

Во время январского налёта на пути следования повстанческого отряда были разгромлены все партийные и советские организации, Советская власть здесь фактически ушла в подполье[1]. В некоторых сёлах стали действовать местные небольшие банды, которые организовывали политические убийства. Так, например в селе Потьма возникла малочисленная банда. В числе прочих в неё входили К. Дурасов, Н. Митрофанов, Г. Квасников и Я. Салатопушкин[4]. От рук потьминских бандитов погибли два коммуниста[1]. Позднее банда была ликвидирована комсомольским отрядом и небольшим отрядом красноармейцев под руководством Гусева[4]. В селе Красная Звезда также организовалась местная банда из кулаков и других противников Советской власти. Руководителем её стал эсер, заведующий волостным отделом народного образования учитель А. И. Аркадьев (впоследствии был расстрелян отрядом ЧОН)[7][6].

Февраль — апрель

В начале февраля 1921 года в Балашовский уезд вновь вторглись антоновские части. 1 февраля отряд антоновцев, примерно в 300 сабель, прежним путём прошёл на Пугачёво. Ими были вывезены заготовленные в общественных амбарах на весну семена[1].

В ночь на 2 февраля повстанцами было совершено массовое убийство коммунистов в селе Красная Звезда. Оно было подготовлено антоновским агентом, внедрённым в партийные структуры Красно-Звездинской волости. В волости был объявлен переход на казарменное положение. В одной из школ объявили сбор ЧОН. В эту ночь агент назначил свой караул, который вынес из школы оружие и патроны. Затем школу обложили заранее подготовленным хворостом и соломой и подожгли. Выскакивающих из окон людей расстреливали. Спаслись лишь те, кого не было на собрании ЧОН, однако часть из них была найдена и казнена прискакавшим утром из Пугачёва отрядом[1].

2 февраля в 14 часов[8] отряд антоновцев в составе 300 конных под командованием Григория Наумовича Плужникова[9] занял село Шило-Голицыно. Здесь были арестованы и казнены 11 членов продотряда № 297 — рабочих Хорловской фабрики «Молот и Серп» (ЗАО «Техноткань»; прекратила существование в 2009 году) Воскресенского района Московской области, а также три местных коммуниста — волостной военный комиссар[П 5] Иван Кондратьевич Сорокин, красноармеец Илья Мысин и житель д. Дубасово Поликарпов[8]. В волисполкоме антоновцами было уничтожено почти всё делопроизводство, документы и похищено 50 тысяч рублей, предназначавшихся на выдачу пенсий[10]. Основные силы антоновцев в это время находились довольно близко от посёлка Ртищево. В тот же день в 15 часов 25 минут отряд повстанцев в составе 200 конных произвёл налёт со стороны села Шило-Голицыно на станцию Ртищево РУЖД[11]. В оперативной сводке начальника штаба 33-й дивизии войск внутренней службы от 3 февраля говорилось:

« На означенной станции бандитами попорчено 15 телеграфных аппаратов и 5 паровозов, разграблено 7 вагонов груза и склад кооператива, расстреляны 3 бойца и 3 милиционера. Бандой захвачены в плен 10 красноармейцев и помощник командира четвёртой роты 293-го полка в момент выхода из посёлка Ртищево на разведку. В 17 часов 30 минут бандиты ушли в северо-западном и частью в юго-западном направлении. Нападение было произведено спустя 2 часа по уходу со ст. Ртищево бронелетучки, отправленной к ст. Летяжевка. При перестрелке бандитами ранен командир четвёртой роты т. Казаков. Связь и движение восстановлены. В настоящий момент на ст. Ртищево находится 2-й батальон 1-го стрелкового полка ВНУС в составе 260 штыков.[11] »

Печатный орган Рязано-Уральской железной дороги «Вестник РУЖД» за февраль 1921 года сообщил лишь, что во время налёта был подожжён состав с ценным грузом.

Обелиск на братской могиле в с. Шило-Голицыно

В ночь на 3 февраля пришло сообщение из Аркадака: разведка установила движение тысячного отряда антоновцев с севера, возможно от Макарова, на юг. 6 февраля было получено подробное сообщение из Турков, что мимо Турков и Аркадака на восток прошли соединения Антонова численностью более 10 тысяч сабель с пулемётами на тачанках и обозом. Соединения антоновцев шли широким фронтом — от Репьёвки до Турков — общим направлением на Ртищево. На севере Балашовского уезда в руках большевиков осталось, помимо прилегавшей к железной дороге полосы, лишь 3-я Петроградская сельхозкомунна (х.-к. Отрадное), отбившая два нападения мелких отрядов.

10 февраля повстанческий отряд численностью 200 сабель ворвался в Репьёвку по Грязнухинской дороге (от д. Дмитриевки или Грязнухи). Здесь антоновцы убили секретаря Репьёвского волисполкома Захара Ивановича Гераськина[П 6] и активистов Совета Ф. Т. Демченко, Тимофея Алишунина[П 7] и Алексея Лаврентьевича Цыдилина. Членов репьёвской комсомольской ячейки босиком и в одном белье, ударами плетей и шашек гнали до деревни Зыбино, где зарубили. Всего из репьёвских жителей в этот налёт было убито девять человек, из них начфин волисполкома Канай Егорович Костькин был зарублен в Дмитриевке (Грязнухе), а комсомолец Фёдор Тимофеевич Прошкин около Юсупово. Из Репьёвской волости к антоновцам ушли 10—12 человек из ближайших к Тамбовской губернии сёл[1].

В течение февраля — марта на территории Балашовского уезда было организовано три полка антоновцев[1]. В прямой связи с усилением антоновской экспансии произошло расширение сети боевых участков советских войск. К началу марта 1921 года их было создано семь. Штаб 7-го боевого участка располагался на станции Ртищево. На Ртищевском участке стояли литовские войска, подчинённые Саратовскому командованию.

В самом Ртищево антоновская пропаганда имела серьёзный успех среди рабочих железнодорожного узла. Движение нашло здесь широкую поддержку. С 8 по 16 марта на станции Ртищево было объявлено осадное положение, санкционированное Полномочной комиссией ВЦИК. Как говорилось в телеграмме военного ведомства в управдел ВЧК Г. Г. Ягоде: Осадное положение введено «в связи с выступлением железнодорожных рабочих, которые на собраниях проводили явно эсеровскую пропаганду и намеревались выслать к Антонову делегацию, который в то время был в районе Турок». В протоколе заседания Полномочной комиссии ВЦИК от 10 апреля 1921 года о положении в уездах и политической работе в воинских частях, в частности, говорилось:

« Настроение рабочих скверное, противосоветское. По набранным материалам, Ртищево является одним из важнейших руководящих центров антоновщины, снабжение антоновских частей по всем признакам в значительной своей части идёт через Ртищево. Этот участок во всех отношениях надо признать одним из наиболее слабых. »

Май — июнь

Г. К. Жуков (1923)
И. Ф. Федько

В конце мая 1921 года началось продвижение повстанческих отрядов общей численностью до 3000 человек по направлению к Волге. Из Тамбовской губернии они прошли через Балашовский и Сердобский уезды и частью взяли направление в северные уезды Саратовской губернии. При этом в Балашовском уезде остался отряд в 1000 сабель. Под Сердобском повстанцы разбились ещё на три группы, из которых одна пошла в Петровский уезд, вторая в Аткарский и третья осталась на границе Сердобского уезда[11]. Стычки красноармейских и повстанческих частей проходили в том числе и на территории нынешнего Ртищевского района. Так, в бою около села Потьма Балашовский добровольческий отряд, которым командовал Г. Щербаков, нанёс поражение полку Антонова и Вострикова, захватив при этом штабные бумаги, архив и канцелярию Повстанческой армии.

В начале лета 1921 года девятитысячная 1-я Повстанческая армия под командованием Александра Васильевича Богуславского вновь заняла станцию Ртищево. Против неё были брошены кавалерийские бригады Г. И. Котовского, М. П. Ковалёва, В. И. Дмитриенко, стрелковая бригада из Самары и три автобронеотряда. Общее командование осуществлял И. П. Уборевич. Под натиском войск Уборевича антоновцы отступили от станции, ограбив при этом магазины и взорвав на узле резервуары с водой, чтобы лишить паровозы заправки[12]. Пройдя мимо села Чапушка (ныне Аркадакского района), повстанцы заняли сёла Гривки и Красновидовка (ныне Екатериновского района). В Гривках они зарубили двух красноармейцев из продотряда, председателя Борковского волостного ревкома М. А. Гущина и работника волисполкома Федяшина. Чтобы избежать столкновения с курсировавшим на участке Аткарск — Ртищево бронепоездом, антоновцы, маскируясь под крестьянские обозы и отряды Красной Армии, перебрались в ночное время в нескольких местах через железнодорожную линию в районе Екатериновки и двинулись в северном направлении. Захватив Подгоренку (ныне Екатериновский район), они зарубили здесь коммуниста Аношина[13].

Утром 1 июня повстанцы ворвались в село Елань (ныне Ртищевского района). Здесь они разгромили волисполком, ими были уничтожены все дела и документы, а также похищено 145 тысяч рублей, оставшиеся от нераздачи пособий семьям красноармейцев, и 100 тысяч рублей, предназначенных для выдачи пенсий[10]. Антоновцы зарубили председателя Еланского волостного ревкома коммуниста А. П. Сутягина (похоронен в Елани)[14], начальника заставы продотряда Шишкова[П 8] (похоронен на ст. Салтыковка)[14], председателя сельсовета Е. Чернова и красноармейца А. Безрукова, присланного из Сердобска в качестве разведчика. Днём к Елани подошёл автоотряд ВЧК[14] под командованием В. И. Дмитриенко, включавший три броневика. Части Красной Армии навязали антоновцам бой у села. Части Повстанческой армии были рассеяны пулемётным огнём и вынуждены были отступить на север. В этом бою отличился эскадрон 14-й Отдельной кавбригады, под командованием Г. К. Жукова[П 9][12]. Чтобы лишить антоновцев возможности уйти в леса Прихопёрья и Тамбовщины, бригада конников Котовского заняла железнодорожный участок Ртищево — Сердобск, а в погоню за повстанцами командование направило специальный автоотряд ВЧК. Узнав в Байке, что на подступах к Сердобску их ожидают местный отряд и отряд делегатов проходившей в городе партийной конференции, антоновцы форсировали реку Сердобу и, разрушая за собой мосты, направились в село Бакуры (ныне Екатериновского района). Близ Бакур, захватив повстанцев на ночлеге, автоотряд нанёс им сокрушительный удар. Остаткам 1-й Повстанческой армии удалось бежать на Тамбовщину[13]. В боях у сёл Елань и Бакуры серьёзные потери понесли Кирсановский, Низовой, Пахотноугловский, Пановский, Верхоценский и Семёновский полки Повстанческой армии. Они потеряли более 700 человек убитыми. Был захвачен их обоз, более 300 лошадей, 2 пулемёта, сотни винтовок и сабель[12].

Память

  • В селе Репьёвка на старом кладбище находится братская могила погибших в годы гражданской войны. На табличке памятника указан список погибших: Тимофей Алишунин, Захар Иванович Гераськин, Канай Егорович Косткин, Фёдор Тимофеевич Прошкин, Алексей Лаврентьевич Цыдилин. Памятник установлен в 1920-х годах.
  • В Макарово, в парке перед зданием почтового отделения, на братской могиле, погибших во время налётов антоновцев на село, установлен обелиск. На утраченной ныне табличке был указан список погибших: Попов В. Н., Александрова О., Варламов Т. П., Щипаков Г. С., Правоверов П. М., Решетников Н. Н., Чистов А. С., Клопов И. И., Титоренко Я. Е., Уланов А. А., Визгалин Г. А., неразборчиво, Могилёв И. Г., Копылов Я. Е., Лейенвебер А. Н., Соловьёв Г. И., Криченков П. П., Николаев Е. М., Шамаев И. М., Сюзюкин И. И., Третьяков Я. Ф., Тищенко К. С., Фомин П. И., Мещеряков М. С., Рубцов А. Ф., Крюков Г. С., Сиротин Г. С., Фролов И. В., Костин Е. М., неразборчиво, Петров П. П., Апокин М. В., неразборчиво, Лушин И. Н.
  • В селе Красная Звезда, перед зданием сельского Дома культуры расположена братская могила погибших в годы гражданской войны. На ней установлен обелиск, на табличке которого имеется надпись: «Землякам, погибшим в годы Гражданской войны, в 1920—1921 годах. Спирин А. Л., Шишков Ф. А., Плахов Е. П., Буряков С. Д., Гаврилов А. В., Пыхтунов Л. Ф., Булгаков А. Т., Волков Ф. Л., Бармёнков М. Ф., Фетисов Б. Н.».
  • В селе Елань в сквере перед администрацией расположена братская могила, погибших в годы гражданской войны. На памятнике имеется табличка с текстом: «Борцам за советскую власть. Шарненков Василий Андреевич, родился в 1884 году, умер в 1919 г. Сутягин Андрей Петрович, родился в 1882 г., умер в 1921 г.». Памятник установлен в 1920-х годах.
  • В Шило-Голицыно на братской могиле погибших во время налёта антоновцев на село 2 февраля 1921 года установлен обелиск. Он расположен около здания бывшего Шило-Голицынского сельского клуба.
  • В селе Салтыковка на братской могиле погибших в годы гражданской войны установлен обелиск. На памятнике имеется табличка с текстом: «Участникам гражданской войны, погибшим в 1921 г.».
  • На восточной окраине села Борки на братской могиле погибших в годы гражданской войны установлен обелиск. На памятнике имеется табличка с надписью: «Здесь похоронены коммунисты Гущин М. А., Федяев А. А., погибшие от рук белогвардейцев в 1921 г.»
Mass-grave-civil-war-Repyevka.jpg| Обелиск Борки.jpg
с. Репьёвка. Братская могила погибших в годы гражданской войны с. Борки. Братская могила погибших в годы гражданской войны
Mass-grave-civil-war-Elan.jpg Mass-grave-civil-war-Saltykovka.jpg
с. Елань. Братская могила, погибших в годы гражданской войны с. Салтыковка. Братская могила погибших в годы гражданской войны
  • В 1972 году в селе Макарово были переименованы улицы Почтовая и Верхняя в улицу Корнева и О. Александровой, соответственно.
  • В селе Красная Звезда одна из улиц носит имя Михаила Бармёнкова.
  • В селе Елань одна из улиц носит имя Андрея Сутягина.

Примечания

  1. Веденяпин указывает фамилии милиционеров Г. С. Сорокин и И. В. Фролов. Также имеются сведения, что их убили во время декабрьского налёта на село.
  2. Населённого пункта с таким названием в этом течении Хопра нет. Предположительно это деревня Агеевка ныне Турковского района.
  3. По данным И. Давыдова — 10 человек, из них 8 коммунистов.
  4. Такого населённого пункта в Балашовском уезде не было. Предположительно это село Сергеевка (Сергиевка).
  5. У Александра Куванова — председатель волисполкома.
  6. В некоторых источниках — Семён Гераськин
  7. В некоторых источниках — Т. М. Лимушин
  8. А. Морозов указывает фамилию Жестков.
  9. Ртищевский краевед А. В. Куванов утверждал, что за бой под Еланью Георгий Константинович Жуков получил свой первый орден Красного Знамени. Однако Жуков был награждён орденом Красного Знамени со следующей формулировкой: «В бою под селом Вязовая Почта Тамбовской губернии 5 марта 1921 года, несмотря на атаки противника силой 1500—2000 сабель, он с эскадроном в течение 7 часов сдерживал натиск врага и, перейдя затем в контратаку, после 6 рукопашных схваток разбил банду».

Источники

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 Веденяпин Г. И. Антоновщина / Подготовка текста и комментарии В. С. Вахрушева, Г. А. Самородовой // Волга. — № 5—6. — 1997
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Орлов Н. «Никто не забыт, ничто не забыто» // Путь Ленина. — 27 августа 1971
  3. Горин П. В те годы огневые // Путь Ленина. — 13 января 1970
  4. 4,0 4,1 4,2 Желнов Ф. В борьбе за упрочение народной власти // Путь Ленина. — 19 апреля 1972
  5. Суркова М. Дорога в бессмертие // Путь Ленина. — 24 июля 1959
  6. 6,0 6,1 Бармёнков В. За власть Советов // Путь Ленина. — 30 июля 1967
  7. 7,0 7,1 Давыдов И. Всегда в нашей памяти // Путь Ленина. — 29 октября 1975
  8. 8,0 8,1 Воспоминания члена продотряда № 297 Ивана Васильевича Исаева и очевидца казни членов продотряда в селе Шило-Голицыно № 297 Фадина
  9. Куванов А. Ртищевцы сражались насмерть за родную Советскую власть: Бандитские погромы // Путь Ленина. — 22 октября 1977
  10. 10,0 10,1 Разгром бандитами волостных отделов социального обеспечения // Серп и Молот. — 23 июня 1921. — С. 2
  11. 11,0 11,1 11,2 Губчека: Сб. документов и материалов из истории Саратовской губернской чрезвычайной комиссии, 1917—1921 гг. / Сост.: Н. И. Шабанов, Н. А. Макаров. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1980. — С. 166
  12. 12,0 12,1 12,2 Куванов А. Ртищевцы сражались насмерть за родную Советскую власть: Бои у села Елань // Путь Ленина. — 22 октября 1977
  13. 13,0 13,1 Морозов А. Это было в 1921-м // Путь Ленина. — 25 ноября 1969
  14. 14,0 14,1 14,2 Постоялец В. Коммунисты умирают стоя… // Сельская новь. — 21 апреля 1963