Телевидение в Ртищево

Основная статья: Ртищево.
Мачта ртищевской РРЛ (2012)

Трансляция телепередач Центрального телевидения началась в Ртищево в 1964 году. Собственное телевизионное вещание в городе было организовано с 2006 по 2007 год и с 2008 по 2010 год.

История

До 1964 года

Техническое здание ртищевского РРЛ пункта

5 ноября 1957 года состоялось открытие Саратовского радиотелецентра, и начались регулярные телевизионные передачи[1]. В Ртищево впервые приём сигнала Саратовского телецентра был осуществлён 5 декабря того же года жителем города В. Д. Чашиным на трёхэлементную рамочную антенну[2]. Помимо Саратова ртищевцами также делались попытки приёма телевизионных сигналов из Пензы (регулярное вещание началось в октябре 1958 года) и Тамбова (вещание началось в сентябре 1960 года)[3][4].

В 1962 году Министерство путей сообщения СССР ввело в эксплуатацию радиорелейную линию (РРЛ) Москва — Саратов, которая, помимо производственных нужд железнодорожников, использовалась для передачи телевизионных сигналов из Москвы[4][3]. Для того чтобы ртищевцы имели возможность смотреть телевизионные передачи из Москвы в начале 1963 года на южной окраине города, около станции Шуклино, был сооружён пункт РРЛ. Он состоял из радиорелейной мачты, технического здания для радиоаппаратуры и хозяйственных помещений. Строительство объектов вёл коллектив комплексной бригады СМУ-5 под руководством Ф. А. Терёшина[5].

Так как местный пункт РРЛ оказался без необходимого оборудования — телепередатчиков и антенн, Ртищевский горисполком поручил специалистам дистанции сигнализации и связи изготовить их своими силами. В этой работе приняли участие специалисты дистанции сигнализации и связи Н. Жиганов, В. Богоявленский, В. Назаров, В. Моргунов и А. Сёмин. По предложению старшего электромеханика Николая Ильича Жиганова, для изготовления передатчиков использовали узлы радиостанций ЖР-5, которыми оснащались тепловозы ТЭ3. Вместе с А. Сёминым Жиганов собрал два передатчика: один для подачи в эфир сигналов изображения, второй — для подачи сигналов звукового сопровождения. Настройку передатчиков осуществляли в Саратовском телецентре. Мощность передатчиков была небольшой, всего лишь 12 ватт, в выходном каскаде стояли лампы ГУ-29, тем не менее, качество изображения и звука было неплохое[4]. В зону уверенного сигнала, помимо города, входил совхоз «Ртищевский»[3].

1964—1998 годы

В ночь на 1 января 1964 года ртищевский РРЛ начал трансляцию телепередач 1-й программы Центрального телевидения на втором канале метрового диапазона[3][4].

К началу 1965 года в Ртищево и Ртищевском районе было установлено около тысячи телевизоров[6]. 21 июля 1965 года в газете «Путь Ленина» впервые была опубликована программа телевизионных передач Центрального телевидения СССР[7].

В августе 1976 года, с вводом в действие дополнительной приёмопередающей аппаратуры на радиорелейном пункте, Ртищевцы получили возможность принимать телепередачи Саратовской областной студии телевидения, а позже телепередачи 2-й программы Центрального телевидения[8]. 22 сентября 1976 года в газете «Путь Ленина» была впервые опубликована программа передач Саратовского телевидения[9].

1998—2016 годы

С 29 декабря 1998 года Ртищевский ретранслятор начал транслировать передачи в дециметровом диапазоне. Новый телевизионный передатчик мощностью 200 ватт был изготовлен на одном из предприятий Санкт-Петербурга. Он работал на 26 канале и с его помощью осуществлялась трансляция передач телекомпании ТВ Центр[10]. С 28 октября 2000 года в дециметровом диапазоне волн на 47-м канале началось вещание программ телекомпании НТВ. Летом 2009 года с РРЛ началось вещание петербургского телеканала «Пятый канал».

С 2016 года

В 2016 году собственники приёмно-передающего телевизионного оборудования отказались от аренды территории, на которой располагался аналоговый ретранслятор РТС «Ртищево»[11]. В связи с этим начались работы по переносу приёмно-передающего телевизионного оборудования с на новый объект цифрового вещания, расположенный в районе бывшей швейной фабрики по улице Куйбышева. С мачты аналогового ретранслятора были сняты все рефлекторные параболические антенны.

В декабре работы были завершены. С нового ретранслятора осуществляется вещание телевизионных программ «Первый канал» (6 ТВК), «Россия-1» + ГТРК «Саратов» (9 ТВК), «ТВ Центр» (26 ТВК), «Петербург — 5 канал» (51 ТВК), «НТВ» (46 ТВК) и пакет цифровых программ «РТРС-1» (31 ТВК)[12].

РТПС в селе Мещерское

С вводом в эксплуатацию радиотелевизионной передающей станции в селе Мещерском Сердобского района в 1987 году[13], ртищевцы получили возможность принимать передачи Ленинградского телевидения (позднее — ГТРК «Петербург — 5-й канал»; с 1 января 1998 года на этой частоте вещал телеканал «Культура»). Передатчик, мощностью 20 кВт работал на 37 канале дециметрового диапазона[14].

В 1996 году на третьем метровом канале начали работать передатчики мощностью 1,5 кВт, транслирующие передачи телекомпании НТВ[15]. До 2001 года на этой же частоте осуществлялось вещание регионального телеканала «ТВ-Сердобск», которое было прекращено из-за отсутствия лицензии[16].

В конце 1996 года началась трансляция программ «11-го канала» пензенского ЗАО ТРК «Наш дом»[17]. До 22 января 2002 года сетевым партнёром канала был московский канал «ТВ-6», с июня 2002 по январь 2003 — «ТВС», до октября 2008 — «ТНТ».

Позже началась трансляция пензенского телеканала «ТВ-Экспресс», сетевого партнёра СТС. В декабре 2007 года с ретранслятора в селе Мещерское начал вещание телеканал «Спорт», однако в октябре 2008 года вещание прекратилось.

Местное телевидение

Логотип «РТВ»

2 мая 2006 года ООО «Юлия» зарегистрировало в Роскомнадзоре в качестве СМИ телеканал ТВ-Рт/Ртищево[18]. Новостные и музыкально-поздравительные программы ртищевского телевидения, а также рекламные блоки начали выходить в эфир с августа 2006 года на частоте телеканала ТВ-Центр. Общая продолжительность передач составляла около часа эфирного времени. В конце 2007 года вещание телеканала было прекращено.

С 1 июля 2008 года началась вещание нового ртищевского телеканала РТВ («Ртищевское ТВ»), выходящего также на частоте телеканала ТВ-Центр. Эфирную сетку канала составляли блок местных новостей, музыкально-поздравительная программа и блок рекламных объявлений. Производством программ Ртищевского ТВ занималась компания ООО «Основа-Н». Один раз в неделю выходил блок новостей Саратовской области, подготовленный совместно с саратовской компанией ООО «Вещатель-МЕДИА» (ТВ Центр Саратов). Общая продолжительность передач составляла около часа эфирного времени. Директором Ртищевского телевидения была Наталья Викторовна Скрябина.

В 2009 году журналисты РТВ приняли участие во всероссийском Конкурсе журналистов «Биотехнология в России — наука, экономика, общество», подведение итогов которого состоялось 15 апреля 2010 года. Программа «Новости Ртищево» с видеосюжетом о районном совещании по выбору гибридов подсолнечника (авторы Наталья Скрябина и Дмитрий Волков) заняла второе место в номинации на специальный приз «Лучший материал о регионе»[19].

В июне 2010 года договор на предоставление права вещания РТВ был расторгнут, так как были обнаружены нарушения на телеканале «ТВ Центр», выразившиеся в незаконной передаче прав на использование лицензии на вещание третьим лицам.

Rtishchevo. TV-Rt.jpg ТВ-РТ.jpg РТВ.jpg
Студия и редакция ртищевского телевидения «ТВ-Рт/Ртищево»
в 2006—2007 годах
Начальная заставка блока новостей «ТВ-Рт/Ртищево» Ведущая новостей Ирина Подрейко в студии «РТВ»

Эфирное телевидение в Ртищево

В настоящее время в Ртищево вещают 11 эфирных аналоговых телеканалов, из них 5 с ртищевского РРЛ, остальные с РРЛ, расположенного в селе Мещерское Сердобского района Пензенской области. Качество приёма может меняться в зависимости от района города.

Частотный канал Логотип Телекомпания Региональный вещатель (РВ) / Сетевой партнер (СП) Время вещания
3 NTV logo 2003.png НТВ Федеральное вещание, передатчик в с. Мещерское Круглосуточно в оригинальном формате
6 ChannelOneRussia.svg Первый канал Федеральное вещание, собственный передатчик Круглосуточно в оригинальном формате
9 Rossiya-1 Logo.svg Россия-1 / ГТРК «Саратов» Федеральное вещание, собственный передатчик Круглосуточно с показом региональной рекламы и программ ГТРК «Саратов» в блоках «Местное время»
12 Rossiya-1 Logo.svg Россия-1 / ГТРК «Пенза» Федеральное вещание, передатчик в с. Мещерское Круглосуточно с показом региональной рекламы и программ ГТРК «Пенза» в блоках «Местное время»
24 11канал.png 11-й канал ЗАО ТРК «Наш дом» (Пенза), передатчик в с. Мещерское Круглосуточно в оригинальном формате
26 TV Tsentr Full Logo.png ТВ Центр Федеральное вещание, собственный передатчик Круглосуточно в оригинальном формате
37 Euronews logo.svg
Rossiya-K Logo.svg
EuroNews (06:00-09:59, понедельник 07:00-09:59) / Культура (10:00-02:59:59) Федеральное вещание, передатчик в с. Мещерское В оригинальном формате
41 Logo CTC TV.png
Tv-express.png
СТС / ТВ-Экспресс ТРК «Экспресс» (Пенза) (СП), передатчик в с. Мещерское Круглосуточно с показом региональной рекламы и программ ТРК «Экспресс»
43 TV Tsentr Full Logo.png ТВ Центр Федеральное вещание, передатчик в с. Мещерское Круглосуточно
47 NTV logo 2003.png НТВ Федеральное вещание, собственный передатчик Круглосуточно в оригинальном формате
51 5-tv.svg Пятый канал Федеральное вещание, собственный передатчик со спутника «Eutelsat» 36,0°E Круглосуточно в оригинальном формате

Телеканалы, прекратившие вещание

Частотный канал Логотип Телекомпания Региональный вещатель (РВ) / Сетевой партнер (СП)
3 RossiyskieYniversitety.PNG Российские университеты (до 10 ноября 1996)
ТВ Сердобск (до 2001)
24 ТВ-6 лого.png
Логотип ТВС.png
Второй логотип телеканала ТНТ.png
ТВ-6 Москва (до 2002)
ТВС (3 июня 2002 — 1 января 2003)
ТНТ (до октября 2008)
ЗАО ТРК «Наш дом» (Пенза) (СП)
26 RTVlogo.png ТВ-Рт/Ртищево (2006—2007)
РТВ (2008—2010)
ООО «Юлия», ООО «Вещатель-МЕДИА» (СП)
37 Logo 5TV 94 98.svg Петербург — Пятый канал (Ленинградская программа ЦТ СССР) (1989 (?) — 31 июля 1998)
 ? Russia sport logo.jpg Спорт (2007—2008) Федеральное вещание

Другие виды телевидения

Помимо эфирного в Ртищево доступны следующие виды телевизионного вещания:

  • Спутниковое телевидение, предоставляемое следующими операторами: «Триколор ТВ», «НТВ+», «Радуга ТВ», «Телекарта», «Континент ТВ», «Hot Bird»
  • Кабельное телевидение, предоставляемое кабельным оператором ОАО «Ростелеком» (более 180 каналов). С сентября 2012 года услугу цифрового кабельного телевидения запустил кабельный оператор ООО «Комплексные финансовые системы» (ОП INTEXCOM), на январь 2014 года доступно более 70 каналов.
  • В октябре 2013 года в Сердобском районе Пензенской области было начато вещание первого мультиплекса цифрового эфирного телевидения стандарта DVB-T2. Часть Ртищевского района также входит в зону приёма сигнала. Трансляция цифрового эфирного телевидения ведётся на 28 телевизионном канале, частота приема 530 МГц. Мощность передающего оборудования 5 кВт. В мае 2014 года началось тестовое вещание второго мультиплекса цифрового телевидения.

Источники

  1. РТРС. Саратовская область. История (Архивировано из первоисточника 24.04.2017).
  2. Передачи Саратовского телецентра приняты в Ртищеве // Путь Ленина. — 8 декабря 1957
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Фёдоров С. Сделали сами // Перекрёсток России. — декабрь 1996
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Евстигнеева И. В новогоднюю ночь // Перекрёсток России. — 13 сентября 1997
  5. Крюков А. Ртищевцы увидят московские телепередачи // Путь Ленина. — 3 февраля 1963
  6. Садчиков И. Сегодня — День радио // Путь Ленина. — 7 мая 1965
  7. Показывает Москва // Путь Ленина. — 21 июля 1965
  8. Лысенков В. Показывает Саратов // Путь Ленина. — 31 августа 1976. — С. 3
  9. Показывает Саратов // Путь Ленина. — 22 сентября 1976. — С. 4
  10. Фёдоров С. На ртищевских телеэкранах — ТВ Центр // Перекрёсток России. — 12 января 1999
  11. Кирпичёва С. Как смотреть? // КИС Ртищево. — 28 декабря 2016. — С. 10
  12. Уважаемые жители г. Ртищево и Ртищевского района! // новости на официальном сайте Администрации Ртищевского муниципального района. — 15 декабря 2016 (Архивировано из первоисточника 15.12.2016).
  13. Основные вехи развития Мещерского // официальный сайт МОУ СОШ с. Мещерское
  14. Фёдоров С. Кое-что о телевидении // Перекрёсток России. — 13 января 2001
  15. Фёдоров С. Кое-что об НТВ… // Перекрёсток России. — 7 января 1997
  16. Романов П. Пионеры сердобского ТВ // Пензенская правда. — 28 марта 2008 (Архивная копия от 3.10.2015)
  17. О канале (11 канал) // Пензенское информационное агентство PenzaInform.ru (Архивировано из первоисточника 26.04.2017).
  18. ТВ-Рт/Ртищево на сайте Роскомнадзора (Архивная копия от 3.10.2015)
  19. Конкурс журналистов — итоги // Пресс-релиз на сайте Евразия-БИО (Архивная копия от 13.08.2015)