Телеграфная улица

Телеграфная улица
Дом № 3 по Телеграфной улице (2007)
Дом № 3 по Телеграфной улице (2007)
Упоминается с

1899

Протяжённость

0,25 км

Начало

Советская улица

Конец

Пролетарская улица

Почтовые индексы

412031

Телегра́фная у́лица — одна из старейших улиц центральной части города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Телеграфная улица расположена в центральной части города. Состоит из двух жилых пятиэтажных домов, западными торцами выходящих на улицу Советскую (в районе бывшего промышленно-продуктового рынка мелкорозничной торговли), а восточными во двор дома № 4 по Пролетарской улице. По адресу Телеграфная, 5 расположена котельная № 13, которая является одной из важнейших энергосоставляющих города, отапливающая всю его центральную часть.

Протяжённость улицы составляет около 250 м, это одна из самых коротких улиц в городе. Нумерация домов нечётная. Как таковой проезжей части улица не имеет, есть только внутридворовый проезд между домом № 1 по улице Телеграфной и домом № 1 по Красной улице.

Происхождение и история названия

Телеграфная — одна из немногих улиц города Ртищево не менявших своё название с момента образования. На улице, по всей видимости, располагалась телеграфная контора, от которой и произошло её название.

В ознаменовании 50-летия Октябрьской революции улицу Телеграфную планировалось переименовать в улицу имени Героя Советского Союза Букоткина Е. Е. Соответствующее решение Ртищевский горисполком принял 12 октября 1967 года. Однако 26 октября по неизвестным причинам вышло новое решение горисполкома, согласно которому название улицы изменению не подлежало.

История

Карта-схема Телеграфной улицы начала 1960-х, наложенная на современную (2013) карту города

Телеграфная улица — одна из старейших улиц города, она упоминается в архивных документах Бюро технической инвентаризации с 1899 года. Земля арендовалась у крестьян 2-го Ртищевского (село Ртищево) и Шуклинского (сельцо Шуклино; незначительная часть) крестьянских обществ. Первоначально улица застраивалась одноэтажными частновладельческими домами, формирование частного сектора закончилось ещё до 1917 года. Улица проходила с северо-востока на юго-запад, начиналась она от Советского переулка (примерно в районе нынешнего дома № 2 по Пролетарской улице) и заканчивалась у начала Красной улицы.

Во время гражданской войны, в 1920 году на улице Телеграфной в доме № 22 располагался сводный эвакогоспиталь № 126 на станции Ртищево РУЖД (здание снесено в 1996 году).

На 31 августа 1938 года в 31 домовладении, расположенных на Телеграфной улице, проживали 247 человек.

На 1947 год в доме № 17 находился дом молитвы евангелистических христиан и баптистов (здание снесено после 1979 года).

До января 1948 года в доме № 28 располагалась Ртищевская райсберкасса № 3998, затем это здание было передано под размещение Горторготдела и вновь организованной конторы базы «Текстильсбыта»[1].

В конце 1960-х, в связи с реконструкцией улицы Красной, начался снос частновладельческих домов по улице Телеграфной. Большая часть домов на ней была снесена в 1970-х годах, когда началась реконструкция Пролетарской улицы. Последний частновладельческий дом на улице Телеграфной был снесён в 1996 году, в это же время здесь было начато строительство 67-квартиного дома. Несмотря на трудности и нехватку денег, в 1998 году дом по улице Телеграфной, 1 был сдан в эксплуатацию.

В 2003 году по улице Телеграфной сдали ещё один 67-квартиный дом, получивший номер 3. В его первом подъезде открылась мини-гостиница на 6 номеров «Анна и Король». C 2010 по март 2014 года в доме № 1 по Телеграфной улице располагался офис ЗАО АКБ «Экспресс-Волга».

В 2013 году по улице Телеграфной, 3 открылся офис 64Р/01 банка ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (закрылся в начале 2015 года) и несколько магазинов.

Организации, расположенные на улице

Телеграфная улица, 1. Ртищевский офис ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» (2011)

На улице расположены следующие организации и учреждения:

  • № 1 — сетевой магазин «Горилка» (с 15 мая 2014 до начала 2015 года); до марта 2014 года здесь располагался офис ЗАО АКБ «Экспресс-Волга»
  • № 3 — гостиница «Анна и Король»; офис 64Р/01 банка ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (до начала 2015 года)

Источники

  1. Протокол № 2 заседания исполнительного комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 16-го января 1948 года. — С. 28 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 57)