Трынин, Александр Сергеевич

Александр Сергеевич Трынин
Trynin A. S.jpg

Дата рождения

8 июня 1912(19120608)

Место рождения

Саратов, Российская империя

Дата смерти

24 мая 1972

Место смерти

Симферополь, Крымская область, УССР, СССР[1]

Военная служба
Годы службы

июнь 1941—1955

Род войск

мотострелковые

Звание

подполковник

Командовал

4-я рота,
42-й стрелковый полк,
180-я стрелковая дивизия

Сражения/войны

Великая Отечественная война

Семья
Супруга

Зоя Павловна Спицина

Награды
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Отечественной войны I степени Медаль «За боевые заслуги» Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За взятие Будапешта» Медаль «За взятие Вены» Медаль «За освобождение Праги»

Тры́нин Алекса́ндр Серге́евич (8 июня 1912, Саратов — 24 мая 1972, Симферополь) — участник Великой Отечественной войны, командир 4-й роты 42-го стрелкового полка 180-й стрелковой дивизии, Герой Советского Союза (1943); подполковник запаса. Русский. Член КПСС с 1941 года.

Биография

Довоенные годы

Бюст Героя Советского Союза А. С. Трынина в городе Ртищево

Александр Трынин родился в Саратове, в семье рабочего. После окончания 1-го курса индустриального техникума работал столяром в тресте «Сельстрой», затем завхозом[2] в Ртищевской райбурконторе. В 19341936 годах находился на действительной военной службе.

По окончании Саратовской юридической школы, в 1938 году, работал в органах прокуратуры Саратовской области. С мая 1938 года по март 1939 года был народным следователем в Ново-Покровском районе, с марта 1939 по июнь 1941 года работал в качестве народного следователя[3] в городе Ртищево.

В годы Великой Отечественной войны

27 июня 1941 года А. Трынин был мобилизован в Красную Армию и направлен на учёбу в Куйбышевское военно-политическое училище. С июня 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Сталинградском, Воронежском, 1-м, 2-м и 3-м Украинских фронтах. Принимал участие в боях под Сталинградом, в Курской битве, освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, разгроме врага на территории Австрии. Был тяжело ранен и контужен.

Описание подвига

7 сентября 1943 года 4-я рота 42-го стрелкового полка 180-й стрелковой дивизии, под командованием старшего лейтенанта Трынина, вступила в бой за село Иваницкое. Противник превратил это село в мощный укреппункт. Рота атаковала село с ходу после тридцатикилометрового марша и овладела южной окраиной села, уничтожив в уличном бою более сотни солдат и офицеров противника. Лично старший лейтенант Трынин в бою за село Иваницкое уничтожил 10 солдат противника.

Выйдя к Днепру у села Староселье, севернее Киева, рота Трынина на самодельных плотах и старых шлюпках форсировала Днепр и решительной атакой вклинилась в оборону противника. Продолжая наступление в составе батальона, рота Трынина 7 октября овладела одной из важных высот и перерезала дорогу Лютеж — Киев, имевшую для противника большое тактическое значение. В течение четырёх суток удерживали бойцы Трынина безымянную высоту. Только за 8 и 9 октября они отбили 7 контратак врага, нанеся ему значительный урон в живой силе и технике. Во время боёв под Лютежем старший лейтенант Трынин был контужен, но не ушёл с поля боя и продолжал руководить подразделением. Лютежский плацдарм в начале ноября 1943 года был использован в качестве исходного района для наступательной операции войск 1-го Украинского фронта с целью освобождения Киева.

За отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на правом берегу реки, 29 октября 1943 года Александру Сергеевичу Трынину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Послевоенные годы

Могила А. С. Трынина на кладбище «Абдал» в Симферополе

В Советской Армии А. С. Трынин служил до 1955 года. Был уволен в запас по состоянию здоровья в звании подполковника. Жил и работал в Симферополе заместителем управляющего Крымского облноопстройторга.

Умер Александр Сергеевич Трынин 24 мая 1972 года в Симферополе; похоронен на кладбище «Абдал».

Награды и звания

Мемориальная доска на здании Ртищевской межрайонной прокуратуры
Мемориальная доска на доме, где жил А. С. Трынин (Симферополь)
  • Герой Советского Союза (29 октября 1943) — за отвагу и мужество, проявленные при форсировании Днепра, захвате и удержании плацдарма на правом берегу реки
  • Орден Ленина (29 октября 1943)
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (30 июля 1945)
  • Медаль «За боевые заслуги» (1949)
  • Медаль «За оборону Сталинграда»
  • Медаль «За взятие Будапешта»
  • Медаль «За взятие Вены»
  • Медаль «За освобождение Праги» и три другие медали

Память

  • 7 мая 2005 года в городе Ртищево возле здания Ртищевской межрайонной прокуратуры состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию мемориальной доски и бюста А. С. Трынина.
  • 28 мая 2008 года мемориальная доска Александру Сергеевичу Трынину была открыта в Симферополе на доме № 1 по Пионерскому переулку, в котором жил Герой.
  • Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 13 марта 2014 № 636 «О присвоении наименований улицам в Заводском районе» одной из трёх параллельных улиц в строящемся жилом районе «Авиатор» (на месте Саратовского авиационного завода), присвоено имя А. С. Трынина.

Примечания

  1. Ныне Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
  2. В книге «Люди легендарного подвига» указана профессия бурильщик.
  3. В словаре «Герои Советского Союза» сказано, что он работал прокурором.

Литература

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-203-00536-2
  • Румянцев Н. М. Люди легендарного подвига. Краткие биографии и описания подвигов Героев Советского Союза — тех, кто родился, жил и живёт в Саратовской области. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1968.
  • Ткаченко О. Вечная память героям // Перекрёсток России. — 6 мая 2005

Ссылки