Хавторин, Евгений Георгиевич

Евгений Георгиевич Хавторин
Евгений Георгиевич Хавторин
Евгений Георгиевич Хавторин (2010)
 
Рождение: 17 апреля 1943(1943-04-17)
Белёв, Тульская область, РСФСР, СССР
Смерть: 24 ноября 2010
Ртищево, Саратовская область, Российская Федерация
Образование: Саратовский педагогический институт
 
Творческая деятельность
Род деятельности: аккомпаниатор, композитор
Инструменты: баян
Коллективы: Оркестр народных инструментов;
Вокальный ансамбль «Русская песня»
 
Награды
Нагрудный знак «За достижения в культуре» Почётный гражданин города и района.png

Евгений Георгиевич Хавто́рин (17 апреля 1943, Белёв — 24 ноября 2010, Ртищево) — музыкант, композитор, руководитель оркестра народных инструментов; Почётный гражданин города Ртищево (2005).

Биография

Евгений Хавторин родился в 1943 году в городе Белёве Тульской области. С восьми лет он начал самостоятельное обучение игре на баяне. В 1956 году принял участие в областном смотре художественной самодеятельности, где исполнил на баяне «Полонез» М. К. Огинского и «Турецкий марш» В. А. Моцарта. После этого Евгений был приглашён на работу в Дом пионеров. Поскольку его танцевальный репертуар был небольшим, Евгений начал самостоятельно сочинять вальсы, польки, хороводы и делать обработки народных мелодий.

В 1960 году Евгений Хавторин поступил в Новомосковское музыкальное училище по классу баяна. Там он познакомился с поэтом Владимиром Сапроновым, с которым написал первые песни «Что родиной зовётся», «Не знала я тревог», «Русые зори», «Отчий край» и другие. Главными темами в творчестве музыканта становятся Россия, родина, любовь.

В 1962 году Евгения Георгиевича пригласили на работу в Элисту в Государственный ансамбль песни и танца «Тюльпан», где он проработал концертмейстером два года.

В 1968 году композитор переехал в город Ртищево. Он окончил музыкальный факультет Саратовского педагогического института. С 1968 по 1977 год Е. Г. Хавторин работал преподавателем по классу баяна в Ртищевской музыкальной школе.

Оркестр народных инструментов. Евгений Хавторин в центре (сер. 1980-х)

С октября 1985 года Е. Г. Хавторин работал в Районном Доме культуры (п. Выдвиженец) аккомпаниатором, руководителем оркестра народных инструментов (до 2000 года), хормейстером, а в последние годы перед уходом на заслуженный отдых руководителем вокального ансамбля «Русская песня», получившего в 2001 году звание «народного». Большая работа проводилась Евгением Георгиевичем и по подготовке отдельных солистов оркестра и ансамбля.

Некоторое время, с октября 1988 года, Евгений Георгиевич Хавторин работал в СПТУ № 12 сначала аккомпаниатором, а затем руководителем хорового коллектива училища.

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 октября 2003 года № 1413 Евгений Георгиевич Хавторин был награждён знаком «За достижения в культуре».

Умер Евгений Георгиевич Хавторин 24 ноября 2010 года; похоронен на кладбище «Шмели».

Творческая деятельность

Вокальный ансамбль «Русская песня» на конкурсе народной песни «Родники Поволжья» в г. Хвалынске (2010)

Большинство последних песен Евгения Георгиевича Хавторина написаны на стихи ртищевских поэтов — Виктора Маняхина, Елены Конюховой, Натальи Иняхиной, Веры Балуевой, Любови Варламовой, Александра Дивеева, Любови Важевой, Елены Самохиной, Александры Овчинниковой и других. Он является автором более 400 произведений: свыше 360 песен, романсы, баллады, 10 оркестровых произведений, несколько концертных пьес для баяна, сборник этюдов для баяна, а также обработки на темы русских народных произведений. Одной из самых известных в городе Ртищево песен, написанных Е. Г. Хавториным, является «Ртищевский вальс».

В городе Ртищево проходили творческие вечера композитора:

  • 1996 год — вечер, посвящённый 40-летию творческой и сценической деятельности Евгения Георгиевича, где были исполнены более 60-ти песен различного плана: хоры, вокальные произведения для солистов в народном и эстрадном жанре;
  • 1998 год — вечер, приуроченный к 55-летию со дня рождения композитора. В этом концерте прозвучали совершенно новые песни: помимо хора и вокала, были исполнены оркестровые произведения, а также хореографические номера на музыку Хавторина;
  • 2000 год — третий творческий вечер с совершенно новой программой;
  • 2002 год — весенний творческий вечер, прошедший в апреле. К нему было написано более 60-ти новых произведений.

Награды и звания

Источники