Хопёр

Хопёр
Хопёр близ села Потьма
Хопёр близ села Потьма
Характеристика
Длина

979 км

Площадь бассейна

61100 км²

Водоток
Исток

Керенско-Чембарская возвышенность

- местоположение

с. Всеволодо-Сергиевск (Пензенский район Пензенской области)

Устье

река Дон

- местоположение

ст. Усть-Хопёрская (Серафимовичский район Волгоградской области)

Хопёр — река в Пензенской, Саратовской (Ртищевский, Турковский, Аркадакский, Балашовский, Романовский районы), Воронежской и Волгоградской областях России, левый самый протяжённый и полноводный приток Дона. Длина составляет 979 км (в том числе в пределах Саратовской области — 290 км), ширина — 67—120 метров, глубина — 2,8—6 метров, скорость течения — 0,1 м/сек, площадь бассейна — 61,1 тыс. км² (в том числе в пределах Саратовской области — 12,3 тыс. км²).

География

Хопёр относится к Донскому бассейновому округу, берёт начало на Керенско-Чембарской возвышенности в 8 километрах от села Кучки из родников у села Всеволодо-Сергиевска Пензенского района Пензенской области. Общее направление течения юго-западное. Впадает в реку Дон у станицы Усть-Хопёрская в Волгоградской области.

Верховья и большая часть среднего течения реки находятся в лесостепной природной зоне. В среднем течении река пересекает условную линию лесостепной и степной природных зон, и соответственно нижнее течение протекает в степных условиях с примыканием по левобережью песчаных полупустынь с посадками сосны. От истока и на протяжении более 120 км река течет по слабохолмистой, изрезанной оврагами и балками равнине, которая почти безлесна, преобладают северные луговые степи. Становясь полноводней с каждым притоком, и во второй половине верхнего течения река имеет пойму поросшую лиственным лесом. Пойменные леса распространяются на всем дальнейшем протяжении реки, становясь более обширными с естественным увеличением поймы. Если во второй половине верхнего течения по правому высокому берегу лес не обширными островками, то в среднем и нижнем течении, леса идут почти не прерывно, переменной шириной, на отдельных участках представляет собой большие массивы. В среднем течении, от устья Вороны по правобережью тянется обширный по площади древний Теллермановский лес.

В пойме Хопра и его притоков 11 озёр с площадью водного зеркала от 2 до 175 га, общим объёмом около 4 млн м³. В бассейне реки Хопёр в пределах Саратовской области около 20 рек длиной более 30 км каждая, около 600 водохранилищ и прудов суммарным объёмом около 90 млн м³.

Притоки

Старица Хопра в районе села Красная Звезда

Левые притоки Хопра включают в себя следующие реки: Кумылга, Бузулук, Акчерня, Каменка (Быковчик), Ольшанка (у г. Урюпинск), Косарка (Касарка), Калмычек (Калмычок), Ольшанка (у села Ильмень), Аркадак (Большой Аркадак), Изнаир, Камзолка (Рянза), Ольшанка (у села Нижнее Голицыно), Сердоба, Туманейка, Колышлей, Крутец.

Правые — Растеряевка, Едовля (Ендовля), Акишевка, Тишанка, Шемякина, Топкая (Григорьевская), Савала, Карачан (Мокрый Карачан), Ворона, Карай (Мокрый Карай), Перевест, Тамала, Миткирей, Пяша, Арчада (Арчида), Синеомутовка, Синяевка.

Населённые пункты

Непосредственно на берегу Хопра стоят три города: Балашов, Новохопёрск и Урюпинск. В Ртищевском районе по Хопру расположены следующие населённые пункты: Курган 1-й, Чадаевка, Перепутинка, Нестеровка, Свищёвка, Бельщино, Отрадное, Потьма; город Ртищево располагается в 15 км от Хопра.

Гидрология

Хопёр в районе деревни Нестеровка, граница между Ртищевским районом Саратовской области и Бековским районом Пензенской области

Хопёр геологически одна из древнейших рек юга европейской территории России. Его возраст по данным геологов и гидрографов составляет приблизительно 10 тысяч лет. За это время он несколько раз менял своё русло.

Долина реки хорошо разработана, преимущественно пойменная, на небольших участках ящикообразная — с крутыми склонами и широким дном. Преобладающая ширина долины, с тремя надпойменными террасами, 3-4 км, наибольшая — 9 км, наименьшая — 1,2 км. Правый склон долины крутой (15—30 м) высокий (40—89 м), местами обрывистый (с. Николаевка). На всем протяжении склон расчленён балками и оврагами, покрыт лиственным лесом и кустарником. Левый склон несколько ниже правого (20—50 м), умеренно крутой либо пологий, покрыт степной растительностью (изредка перелески).

Пойма преимущественно двусторонняя, у села Красный Полуостров — левобережная, а у села Малиновка и г. Балашова — правобережная. Преобладающая ширина её 2—3 км, наибольшая — 7,5 км (у села Малая Грязнуха), наименьшая — 0,8 км (у с. Летяжевка). Поверхность поймы в основном ровная, покрыта смешанным лесом, нередко заболоченная (с. Турки, г. Аркадак, с. Пады), изрезана, особенно в районе города Балашова, староречьями. Грунт поймы суглинистый, местами торфянистый (Чиганак, Инясево). В период весеннего половодья пойма затапливается слоем воды от 0,5 до 4 м сроком на 10—30 дней.

Русло реки слабо развито в ширину и глубину, очень извилистое, местами меняет направление на обратное. При этом образуются крутые меандры (излучины) с наименьшим радиусом кривизны 80—100 м. На участке город Балашов — село Старый Хопёр река течёт двумя рукавами, основной из них — правый. Ширина русла 15—30 м. Глубина на плёсах (омутах) 2—3 м, редко 5—10 м, у села Свищево — до 16 м. Преобладающие глубины на перекатах 0,4—0,6 м. Характерная скорость течения в межень (средний уровень воды в реке) на плёсах 0,1—0,2 м/сек, на перекатах 0,3—1 м/сек. В период весеннего половодья скорости на стрежне реки достигают 2 м/сек.

Берега русла имеют высоту 2—2,5 м, крутые, местами понижаются до 0,5 м, а на отдельных участках от города Балашова до села Старый Хопёр достигают 3—4,5 м.

Дно реки как правило на всем протяжении песчаное, в следствии чего вдоль береговой кромки русла в период половодья, против подмываемого берега намываются песчаные косы шириной от 15 до 100 м и длиной до нескольких сотен метров; местами глинистое, в плёсах заиленное.

Основное питание Хопра осуществляется снеговыми водами. Распределение годового стока по сезонам за многолетний период характеризуется следующими данными: лето—осень — 13 %, зима — 5 %.

Среднемесячный сток Хопра (м³/сек), измерявшийся на гидрометрической станции в Бесплемяновском.
Данные рассчитаны за период с 1929 по 1985 год
Среднемесячный стокХопра.png

Естественный режим характеризуется весенним половодьем. Подъём уровня весной начинается в конце марта и продолжается от 10 до 30 дней. Вскрытие реки происходит в среднем в первых числах апреля. Весенний ледоход продолжается 2—4 дня, обычно он интенсивный. На крутых излучинах наблюдаются заторы льда. Высота пика половодья 1—6 м над средним меженным уровнем. Продолжительность спада половодья 1,5—2 месяца. Меженное состояние наступает обычно в июле. В годы с большими паводками, на отдельных участках в среднем и нижнем течении река меняет главное русло, промывая себе более короткий путь в своей широкой и выработанной долине. Оставшиеся в стороне старицы со временем теряют проточную связь с основным руслом и превращаются в озёра. Обширная пойма Хопра изобилует такими озёрами, среди них есть и сравнительно большие, достигающие в длину нескольких километров. Как правило все они вытянуты в длину параллельно руслу реки, имеют веретенообразную, иногда петлеобразную форму. Более старые по происхождению озёра мелководны и их форма более округла, дно топкое, с многометровой толщей ила, берега таких озёр зачастую заболочены.

Замерзает Хопёр в ноябре — декабре, в отдельные годы — в первой половине января.

Вода в реке умеренно жёсткая, прозрачная, с болотным привкусом.

Экология

Хопёр в районе Балашова

В настоящее время сложилась неблагоприятная экологическая ситуация на Хопре. Повсеместно по реке, особенно ниже города Балашова, наблюдаются лесные завалы, захламляющие русло. На протяжении последних нескольких лет отмечается повышенное содержание в реке нефтепродуктов. Было зафиксировано превышение их предельно допустимой концентрации в четыре раза.

С середины 2000-х годов происходит загрязнения Хопра аммиачными массами. Эти загрязнения проявляются, главным образом, на территории Аркадакского и Балашовского районов. Так, например, в начале апреля 2012 года содержание аммиака в воде у водозаборных сооружений Балашова составляло 1,5 мг/л, при предельно допустимой концентрации — 2 мг/л. Предполагалось, что источником загрязнений является промышленное предприятие, расположенное в Аркадаке, — ООО «АркадакСпирт». Однако, в областном комитете охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области наиболее вероятной причиной загрязнения реки во время половодья считают то, что в воду попадают отходы с несанкционированных свалок и складированный навоз с частных подворий, которые находятся по берегам Хопра.

Флора и фауна

В Хопре водилось около 40 видов рыбы: сом (иногда попадались особи весом до 90 кг), щука, лещ, окунь, карась, судак, язь, плотва и др. В затонах Хопра и близлежащих к нему озёрах водятся черепахи, ужи.

В 1935 году в долине нижнего течения Хопра между городами Борисоглебск и Новохопёрск был основан Хопёрский государственный природный заповедник. Его территория занимает 16 178 га.

в Хопёрском заповеднике и его окрестностях обитает 326 видов птиц, из них 23 вида внесено в Красную книгу Российской Федерации, в том числе орлан-белохвост, сапсан, скопа, часто здесь зимуют беркут и могильник, на пролёте встречаются дрофа и стрепет.

Весьма разнообразна фауна заповедника, в котором обитают лось, косуля, акклиматизированный пятнистый олень, кабан, волк, лисица, барсук, лесная куница. Занесённая в Красную Книгу России русская выхухоль является характерным, особо охраняемым обитателем заповедника.

Видовой состав флоры, представленной в заповеднике, насчитывает около 1200 видов высших растений, что позволяет отнести его к одному из самых богатых во флористическом отношении заповедников на равнинах Восточной Европы.

Хозяйственное использование

Пароход «Заря» на Хопре (начало XX века)

Хопёр используется для водоснабжения, орошения, рыболовства. Средний расход воды в 45 км от устья составляет 150 м³/сек, наибольший — 2720 м³/сек. Пойма — под сенокос, выпас скота, орошение.

По ходатайству Ртищевского горкома ВКП(б) и Ртищевского горсовета Совет Министров СССР, своим распоряжением от 14 октября 1949 года № 18058 за подписью И. В. Сталина, обязал Министерство Коммунального хозяйства РСФСР провести в 1950 году изыскательские работы, составить проекты и сметы на строительство нового хозяйственно-питьевого водопровода из реки Хопёр в городе Ртищево. Однако изыскательские работы были проведены только в 1953 году, а сооружение водопровода началось в 1973 году. Его сметная стоимость составила около 6 миллионов рублей. Строительство вела передвижная механизированная колонна № 16 треста «Приволжскводопроводстрой». Открытие магистрального водопровода с реки Хопёр в городе Ртищево состоялось 9 августа 1984 года. К 2013 году водозабор на реке Хопёр в Ртищевском районе был полностью законсервирован. Часть города, которая потребляла воду из хопёрского водозабора, была переведена на воду из подземных источников.

Судоходство на Хопре

С начала XIX века Хопёр был судоходным. К концу 1850-х годов балашовские купцы сплавляли по Хопру в Ростов хлеб, сало, спирт, муку, овёс, крупы, льняное семя, пшеницу, мёд, поташ и другие товары. Если в 1842 году по Хопру прошло 12 барок, в 1845 — 18, то с 1847 по 1850 ежегодно собиралось от 30 до 40 барок. В навигацию 1876 года балашовская пристань отправила и приняла 17 судов с грузом на общую сумму до 180 600 рублей.

Кроме барок на Хопре можно было увидеть и другие суда. Так, в начале XX века рабочими балашовского паровозного депо был собран пароход «Заря», который в базарные дни ходил от Балашова до Никольевки. Однако когда в Прихопёрье были построены железные дороги, обеспечивающие более дешёвую перевозку, судоходство на Хопре быстро упало. До начала 1960-х годов судоходство сохранялось в низовьях реки на протяжении 323 км (до Новохоперска). На сегодняшний день судоходство на Хопре прекратилось совсем в связи с утратой хозяйственного интереса к этому водному пути и усложнением судоходных условий — обмелением реки.

Мосты в Ртищевском районе

Автомобильный мост близ деревни Нестеровка на границе Ртищевского и Бековского районов
  • Автомобильный мост на автоподъезде РЗ 63К-00739 у деревни Нестеровка
  • Железнодорожный мост между остановочными пунктами 643 км и 639 км линии Тамбов — Ртищево Юго-Восточной железной дороги
  • Автомобильный мост на автодороге 63К-00003 «Тамбов — Ртищево — Саратов» близ села Потьма
  • Автомобильный мост в районе села Перевесенка Турковского района

Туризм

Хопёр является одной из наиболее привлекательных для байдарочных путешествий и отдыха на воде рек юго-востока России. Обычно путешествия по Хопру начинают от станции Вертуновская. Путешествие по среднему течению Хопра заканчивается в Борисоглебске. Путешествие по нижнему течению Хопра можно начать в Новохопёрске, а закончить плавание лучше всего в станице Усть-Медведицкой на Дону.

Исторические сведения

Первые сведения о Хопре встречаются в летописи 1148 года. Князь Глеб Юрьевич, идя к Рязани, был и на Великой Вороне (так в то время назывался Хопёр). В 1389 году реку называли Прохорь. Об этом упоминается в дневнике Игнатия Смолянина, который сопровождал митрополита Пимена в Константинополь.

Долина Хопра являлась одним из мест расселения казаков. Первое упоминание о вольных казаках относится к 1444 году. Это были беглые люди, выходцы из Рязанского княжества, спасавшиеся от крепостнической кабалы, преследований бояр и воевод. После присоединения Рязанского княжества к Москве на берегах Хопра появились выходцы и из Московского государства. Пришельцы занимались звериным промыслом, бортничеством, рыболовством. Уже в конце XVI века по Хопру бортными лесами и рыбными и звериными ловлями владели бортники и крестьяне, находившиеся на оброке. Особенно усилился приток беглых в конце XVII века. Сюда переселилось много крестьян из Слободской Украины, которых называли малороссийскими казаками черкесами.

Первые исторические сведения «о царской службе» хопёрских казаков относятся к 1695 году, ко времени первого азовского похода. До 80-х годов XVIII века хопёрские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы. В 1780-е годы донские власти установили тесный контакт с хопёрцами и считали их составной частью Войска Донского.

Происхождение названия

Считается, что название, встречающееся в письменных источниках XII века в разных транскрипциях — Копор, Копорть, Хопорть, возможно, скифско-сарматского происхождения от поратта, что значит «река». Не позднее XI века добавился термин хыу от башкирского «река». Таким образом, Хыупорта, Хопорть (летописное), Хопёр переводится как «река Река».

Легенды о Хопре

Старик Хопёр
Исток Хопра. Легендарная мельница

О Хопре сложено несколько легенд. Одна из них рассказывает о любви славянского юноши Хопра и дочери половецкого хана прекрасной Вороны. В давние времена, когда по ковыльным степям от Волги до Днепра кочевали племена, а в густых лесах скрывались мордовские селения, была у половецкого хана Токая дочь, прекрасная Ворона. Стремительная, ловкая, красивая, стройная с иссиня чёрными волосами. Ворона часто снилась половецким и мордовским юношам. Но напали на землю злые татары, перебили храбрых юношей половецких, разграбили половецкие избы, взяли в плен молодых и старых. Лишь одна Ворона сумела убежать. Погнались за ней татарские воины. Девушка искала защиты у мордовцев. Но они, испугавшись погони, ушли в непроходимые леса. Увидел Ворону ловкий и смелый юноша Хопёр из славянского племени вятичей. На всём скаку подхватил он её, усадил на коня и помчался к седому Дону, ища защиты. А преследователи всё ближе и ближе. Седой Дон взмахнул речным покрывалом и превратил беглецов и преследователей в речки.

Другая легенда рассказывает о старике по имени Хопёр. Давным-давно жил в Попереченской степи старик Хопёр. Однажды он забрёл на холм, из подножия которого били двенадцать ключей прозрачной холодной воды и разбегались в разные стороны. Старик взял лопату и соединил русла ручейков в один большой поток, на котором построил небольшую мельницу и молол зерно для крестьян из окрестных деревень. Хлеб был очень вкусный. Народ назвал эту реку по имени её создателя Хопром. На том месте, где родники соединяются в одну речушку, сидит на камне под сенью дубов дед Хопёр, а река стекает с его бороды.

Достопримечательности

У истоков реки Хопёр в селе Кучки Пензенского района Пензенской области установлен памятник «Старик-Хопёр» работы скульптора Андрея Смелого.

Интересные факты

  • По результатам исследования, проводимого ЮНЕСКО, Хопёр был назван самой чистой рекой Европы.
  • Река Хопёр стала широко известной в России в начале 1990-х годов благодаря деятельности ТОО «Инвестиционная компания „Хопёр-Инвест“» — российской компании, ставшей впоследствии финансовой пирамидой, от деятельности которой пострадали миллионы людей.

Литература

Источники

  • Архив Ртищевского горрайисполкома

Ссылки