Худобин, Александр Иванович

Александр Иванович Худобин
Александр Иванович Худобин
А. И. Худобин (1986)[И 1]
 
Рождение: 7 октября 1910(1910-10-07)
г. Сердобск, Саратовская губерния, Российская империя
Смерть: 27 сентября 1999(1999-09-27) (88 лет)
г. Сердобск, Пензенская область, Россия
Место погребения: городское кладбище г. Сердобска
Образование: Балашовский педагогический техникум (1930)
Пензенский учительский институт (заочно)
Профессия: педагог
Деятельность: автор учебников и пособий для учителей
 
Семья
Супруга: Анна Ефимовна
 
Награды
Орден Отечественной войны II степени Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «За оборону Севастополя» Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Юбилейная медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «Ветеран труда» Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Отличник народного просвещения Заслуженный учитель школы РСФСР

Александр Иванович Худо́бин (7 октября 1910, Сердобск — 27 сентября 1999, там же) — педагог, автор учебников для школ и пособий для учителей математики, заслуженный учитель РСФСР, почётный гражданин города Сердобска (1987).

Биография

А. И. Худобин за работой[И 2]
Печатная машинка А. И. Худобина в экспозиции Сердобского краеведческого музея[И 3]

Александр Худобин родился в 1910 году в городе Сердобске. В 1927 году он окончил Сердобскую школу второй ступени и поступил в Балашовский педагогический техникум[1]. По окончании техникума в 1930 году два года проработал учителем математики в ШКМ Рабфака в городе Ртищево[2][3].

С 25 ноября 1932 года по декабрь 1934 года Александр Иванович проходил службу на Дальнем Востоке. Вернувшись в Сердобск, он восемь лет проработал учителем математики, физики и астрономии в школе № 1[2][3]. В отчёте Пензенского облоно за 1939—1940 год о Худобине говорилось как о квалифицированном учителе математики, чьи ученики показывали стопроцентную успеваемость[1].

А. И. Худобин — ветеран Великой Отечественной войны. Он участвовал в героической обороне и освобождении Севастополя. Был узником немецких лагерей смерти. Являлся членом подпольной антифашистской организации военнопленных «Победа»[2].

В 1948 году Александр Иванович окончил заочное отделение Пензенского учительского института (ныне Пензенский государственный педагогический университет имени В. Г. Белинского), после чего ещё 25 лет работал учителем в Сердобской средней школе № 1[2][1].

А. И. Худобин вёл большую общественную работу: он принимал активное участие в работе общества «Знание», читая до 70 лекций в год с выездом в сёла, руководил методическим объединением математиков, являлся фотокорреспондентом сердобской газеты «Ленинский путь». Худобин постоянно читал лекции в областном институте усовершенствования учителей. С 1970 по 1988 год являлся руководителем постоянно действующего семинара учителей старших классов[2].

Им написаны и изданы учебники по математике, алгебре, тригонометрии, по которым учились во всех школах СССР[2], несколько методических пособий для учителей математики: «Математические задачи для внеклассной работы в 10 классе», «Экзаменационные задачи по алгебре и началам анализа за курс средней школы», «Практические задачи по математике» и другие. Некоторые работы Худобина были переведены на украинский, латышский и другие языки и издавались республиканскими издательствами[1]. Его работа «Методика решения задач по геометрии с применением тригонометрии в 10 классах», прочитанная им в 1952 на республиканских педагогических чтениях при Академии педагогических наук, получила премию 2 степени. Лауреат Соровской премии[3].

Решением Сердобского горисполкома № 243 от 3 сентября 1987 года Александру Ивановичу Худобину было присвоено звание «Почётный гражданин города Сердобска»[2].

Умер Александр Иванович Худобин 27 сентября 1999 года; похоронен на городском кладбище Сердобска[2].

Семья

  • Брат — Николай Иванович (22 февраля 1913, Сердобск — 25 октября 1994, Саратов) — педагог. Окончил Саратовский университет, преподавал в средних школах Ртищево, Саратова. Участник Великой Отечественной войны[4].
  • Жена — Анна Ефимовна (род. 11 июня 1924, Сердобск) — педагог, заслуженный учитель школы РСФСР, почётный гражданин Сердобска. Окончила в Сердобске школу № 6, педагогическом училище. В 19411978 годах преподавала в школе средней Мещерского и Сердобской средней школе № 2. Избиралась депутатом городского Совета, вела занятия в университете для родителей по начальным классам[4].

Некоторые учебники

Сборник задач по тригонометрии
А. И. и Н. И. Худобиных (1954)
  • Худобин А. И., Худобин Н. И. Сборник задач по тригонометрии. — М.: Учпедгиз, 1954 (1955, Киев, 1959).
  • Худобин А. И., Худобин Н. И., Шуршалов М. Ф. Сборник задач по алгебре и элементарным функциям. 9—10 класс. — М.: Просвещение, 1966 (1970, 1973).

Награды и звания

  • Орден Отечественной войны II степени (6 апреля 1985) — к 40-летию Победы[2][Н 1]
  • Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[2]
  • Медаль «За оборону Севастополя»[2]
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль имени Н. К. Крупской[1]
  • Медаль К. Д. Ушинского[1]
  • Знак «Отличник народного просвещения» (1959)[2][1]
  • Заслуженный учитель школы РСФСР (1964)[2][1]
  • Почётные грамоты ГорОНО, ОблОНО, ГК КПСС, издательства «Просвещение», общества «Знание» и РК ДОСААФ[2]
  • Почётный гражданин города Сердобска (3 сентября 1987)[2]

Память

  • 13 мая 2013 года на внеочередной сессии Собрания депутатов города Сердобска было принято решении о присвоении имени Александра Ивановича Худобина одной из улиц в микрорайоне Ясенки для вновь застраивающего малоэтажного жилого посёлка[5].

См. также

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Худобин Александр Иванович (1910—1999), педагог // биография на официальном сайте ГТРК «Пенза» (Архивировано из первоисточника 12.12.2007).
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 Почётный гражданин Худобин Александр Иванович // Официальный сайт Администрации города Сердобск (Архивировано из первоисточника 8.08.2012).
  3. 3,0 3,1 3,2 История МОУ «СОШ № 1» // официальный сайт МОУ «СОШ № 1 г. Сердобска»
  4. 4,0 4,1 Сидоренко В. А. Худобины / Пензенская энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001. — 659 с. (Архивировано из первоисточника 14.11.2013).
  5. В Сердобске депутаты присвоили имена новым улицам // новости информационного агентства ПензаИнформ. — 14 мая 2013 (Архивировано из первоисточника 24.07.2013).
  • Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации:

Иллюстрации

  1. Фото из фондов Сердобского краеведческого музея; автор неизвестен
  2. Фото с официального сайта ГТРК «Пенза»; автор неизвестен
  3. Фото Андрея Сдобникова