Цариков, Борис Андреевич

Борис Андреевич Цариков
Борис Андреевич Цариков
Младший сержант Б. А. Цариков[И 1]
 
Рождение: 31 октября 1926(1926-10-31)
д. Сосновка, Гомельский уезд, Гомельская губерния, РСФСР, СССР[П 1]
Смерть: 13 ноября 1943(1943-11-13) (17 лет)
под селом Вышемир, Речицкий район, Гомельская область, Белорусская ССР, СССР
Место погребения: братская могила в пгт Лоев Гомельской области Белоруссии
 
Военная служба
Годы службы: 1941—1943
Род войск: мотострелковые
Звание:

Младший сержант
младший сержант

[П 2]
Часть: I-й отряд отдельной партизанской бригады В. У. Бойко (1941—1942),
43-й Даурский стрелковый полк (с 1943)
Сражения: Великая Отечественная война
- Чернигов-Припятьская наступательная операция
 
Семья
Отец: Андрей Егорович (Георгиевич)
Мать: Елизавета Ефимовна
 
Награды
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Красного Знамени

Борис Андреевич Ца́риков (31 октября 1926[П 3], д. Сосновка Гомельского уезда — 13 ноября 1943) — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1943). Член ВЛКСМ (с 1942).

Биография

Ранние годы

Борис Цариков (слева) с братом Анатолием[И 2]

Борис Цариков родился в 1926 году в деревне Сосновка Гомельского уезда[П 4], в семье служащего. Его отец — Андрей Георгиевич работал в профсоюзе железнодорожников; мать — Елизавета Ефимовна была домохозяйкой. В начале 1930-х годов Цариковы переехали Гомель, где построили новый дом на улице 2-й Иногородней[3].

В 1934 году Борис пошёл в первый класс 2-й железнодорожной школы, затем он учился в средней школе № 12[3]. С 1938 по 1941 год он обучался в Русской неполной средней школе № 25 Железнодорожного района города Гомеля (ныне — Государственное учреждение образования «Средняя школа № 25 г. Гомеля»).

В конце сентября 1941 года семья Цариковых переехала в Ртищево[4]. Проживали они по адресу: Сердобский тупик, дом № 153[Н 1] (ныне — снесён).

В декабре 1941 года на квартире у Цариковых стоял командир партизанской спецгруппы, полковник Василий Устинович Бойко (партизанское прозвище «Батя»). В Ртищево формировался партизанский отряд «Бати»[2]. Увеличив себе возраст на один год, Борис уговорил полковника Бойко взять его с собой на фронт[4].

В годы Великой Отечественной войны

Борис Цариков[И 3]

28 февраля 1942 года группа «Бати» в количестве 55 человек перешла линию фронта в районе села Усвяты Витебской области[4]. 7 марта того же года у деревни Смоловка Борис Цариков получил первое боевое крещение, 28 марта он участвовал в бою у деревни Плоты[Н 2].

Весной—летом 1942 года партизан I отряда отдельной партизанской бригады Цариков провёл несколько диверсий на железной дороге. Так, с 10 по 12 мая было трижды подорвано железнодорожное полотно на участке Витебск — Богушевск; 29 мая на перегоне Богушевск — Орша был взорван воинский эшелон с авиабомбами. 8 июля на железнодорожной магистрали Минск — Москва, которая усиленно охранялась немецким командованием, в исключительно трудных условиях, требующих предельной выдержки и осторожности Борис Цариков лично заминировал железнодорожный путь и пустил под откос воинский эшелон — 50 вагонов гружёных танками и боеприпасами[4]. Также Цариков неоднократно минировал и подрывал автомашины на шоссе Витебск — Орша[Н 2].

18 июля 1942 года командир отдельной партизанской бригады Бойко подписал наградной лист на предоставление Бориса Андреевича Царикова к награждению орденом Красного Знамени. 7 октября того же года был подписан приказ о награждении[Н 2][4]. Орден Борис Цариков получил в Кремле из рук М. И. Калинина. В тот же день он был принят в члены ВЛКСМ[3].

В первых числах октября 1942 года Борису был предоставлен кратковременный отпуск для поездки домой в Ртищево. В феврале 1943 года[5] он был призван Ртищевским райвоенкоматом и направлен в 43-й Даурский стрелковый полк 106-й стрелковой дивизии, состоявшей из пограничников Дальнего Востока. В конце августа 1943 года дивизия вошла в состав 65-й армии Центрального фронта[4].

Описание подвига

Братская могила в пгт Лоев[И 4]

В октябре 1943 года Борис Цариков с группой минёров первым форсировал реку Днепр в районе посёлка городского типа Лоев Гомельской области Белорусской ССР. Первым врываясь под ураганным огнём в немецкие траншеи с автоматом и ручными гранатами, рядовой Цариков уничтожал живую силу противника, обеспечивая тем самым переправу 1-го стрелкового батальона. 15 октября 1943 года рядовой Цариков 5 раз возвращался на левый берег Днепра с боевыми донесениями в штаб. Одновременно на правом берегу Днепра он подобрал более 50 человек красноармейцев из разных переправившихся частей, организовал их в группы и свёл в боевые порядки батальона. В течение 5 суток рядовой Цариков участвовал в боях по расширению плацдарма на правом берегу Днепра, действуя героически, в первых рядах, воодушевляя личным примером других бойцов на боевые подвиги[Н 3][1].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество Борису Андреевичу Царикову было присвоено звание Героя Советского Союза[Н 3][1].

13 ноября 1943 года в штаб, поступил приказ о том, чтобы откомандировать всех лиц рядового и сержантского состава, являющихся Героями Советского Союза, на учёбу в военные училища. По пути в штаб под селом Вышемир Речицкого района у Крутой рощи комсорг батальона[Н 1] Борис Андреевич Цариков был убит[3].

Первое место захоронения Бориса Царикова было у села Громыки 2, после чего его перезахоронили на территории Лоевской больницы. А в третий раз — в Братской могиле советских воинов на центральной площади посёлка городского типа Лоев Гомельской области Белоруссии[3][1].

Награды и звания

  • Герой Советского Союза (30 октября 1943)[Н 3][1]
  • Орден Ленина (30 октября 1943)[Н 3][1]
  • Орден Красного Знамени (7 октября 1942)[1]

Память

Мемориальная доска Борису Царикову на здании средней школы № 25 г. Гомель[И 5]
Первая парта Героя Советского Союза Бориса Царикова в ГУО «Средняя школа № 25 г. Гомеля»[И 6]
Памятный знак на Аллее Героев в Гомеле[И 7]
  • Борису Царикову посвящено несколько книг. Первая книга — «На Днепре» вышла в свет в издательстве «Молодая гвардия» в 1944 году. Её автором был инструктор политотдела 65-й армии Х. Муратов. В 1980 году в московском издательстве «Малыш» в серии «Пионеры-герои» вышел художественно-документальный рассказ Альберта Анатольевича Лиханова «Боря Цариков» (ранее он опубликовал повесть под названием «Тополиная метель»)[3].
  • Имя Героя носила средняя школа № 25 г. Гомель[1]. На здании школы установлена мемориальная доска Б. А. Царикову. В 2004 году Гомельский завод литья и нормалей, шефствующий над школой, к 60-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков изготовил новую мемориальную доску[3]. В музее школы находится экспозиция «Жизнь и подвиг», посвящённая Герою Советского Союза Борису Царикову.
  • 17 сентября 1952 года на основании ходатайства Гомельского Горкома комсомола Решением Гомельского горисполкома № 459 в честь погибшего во время войны при освобождении Гомельщины Героя Советского Союза Бориса Андреевича Царикова улица 2-я Иногородняя была переименована в улицу Бориса Царикова.
  • Именем Б. А. Царикова названа улица в Лоеве[1].
  • 23 мая 1964 года в целях увековечения памяти Героя Советского Союза Бориса Андреевича Царикова Совет Министров Белорусской ССР постановил присвоить имя Героя Советского Союза Б. А. Царикова пассажирскому теплоходу типа «Ракета» Верхне-Днепровского речного пароходства Главного управления речного флота при Совете Министров БССР[6]. После списания теплоход был установлен в качестве кафе в Пинске[7].
  • На территории Зябровского сельсовета Гомельского района установлен бюст Героя Советского Союза Бориса Царикова[8].
  • По инициативе отдела береговой охраны в/ч 1242 (отдел береговой охраны «Лоев» Гомельской пограничной группы), при содействии отдела образования спорта и туризма Лоевского райисполкома, а также активистов районного отделения Общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодёжи» 30 октября 2010 года на базе Лоевской детско-юношеской спортивной школы был проведён первый турнир по мини-футболу на кубок Героя Советского Союза Б. Царикова[9], ставший ежегодным.
  • Каждый год 31 октября государственное учреждение образования «Средняя школа № 25 г. Гомеля» отмечает день рождения своего выпускника — Бориса Андреевича Царикова. В рамках празднования в школе проходит ряд мероприятий, а также уроки мужества, посвящённые памяти Б. Царикова[10].
  • 2 июля 2014 года в Гомеле были открыты после реконструкции мемориальный комплекс и Аллея Героев в сквере по улице Советской. Вдоль центральной аллеи были установлены памятные знаки, на которых увековечены имена трёх Полных кавалеров ордена Славы и 38-ми Героев Советского Союза, связанных с городом и областью, в том числе и Бориса Андреевича Царикова[11].
  • 6 мая 2017 года в государственном учреждении образования «Средняя школа № 25 г. Гомеля» состоялся торжественный митинг, посвящённый открытию первой парты Героя Советского Союза Бориса Царикова. На парте размещены соответствующая табличка, и некоторые атрибуты того времени: чернильница, ручка и книга[12].

Мифы о Борисе Царикове

Обложка книги А. А. Лиханова «Боря Цариков» (1980)
Курьёзный конверт «Герой Советского Союза пионер Коля Цариков» (1970)
Памятник мифическому пионеру-герою Боре Царикову на территории бывшего пионерского лагеря «Алые паруса»[И 8]

В биографии Бориса Царикова встречается много разночтений и домыслов. В частности, в книге Х. Муратова рассказывается, что «отец Бориса погиб под городом в отряде гомельских ополченцев. Мать и брата Анатолия угнали на каторжные работы в Германию. В квартире поселился немец-ефрейтор. <Борис> …убежал в деревню к дяде-кузнецу Прохору Кузьмичу». Далее автор повествует, что через два месяца деревню заняли немецкие войска. Дядю-кузнеца убил прямо в кузнице очередью из автомата фашист, а Борис, раздробив гитлеровцу голову молотом, забрал его автомат и ушёл к партизанам. В рассказе А. А. Лиханова «Боря Цариков» описывается, что оба родителя Бориса погибли в самом начале войны, и только брата гитлеровцы угнали в Германию. Кузнец у Лиханова уже приходится Борису не дядей, а дедом. На самом деле, в своём дневнике Борис Цариков пишет, что в 1941 году он эвакуировался в Ртищево с отцом и матерью[4].

В 1985 году в киевском издательстве «Радянська школа» вышла книга «Дети-герои» под редакцией И. К. Гончаренко и И. В. Махлина, в которой был помещён рассказ Д. Гунина «Водрузил Красное знамя», который повторял ошибочные факты из биографии Бориса Царикова, изложенные в книге А. Лиханова.

8 апреля 1970 года Министерство связи СССР выпустило художественный маркированный конверт с портретом Бориса Царикова. Художники А. Семёнов и В. Скотников изобразили его в пионерском галстуке, надпись под портретом гласила: «Герой Советского Союза пионер Коля Цариков». Данный конверт представляет собой сплошной курьёз. Помимо ошибки в имени, он содержит фактическую ошибку: Звание Героя Советского Союза Борису Царикову было присвоено за день до 17-летия. Согласно положению о пионерской организации, её членами в тот период могли быть лица в возрасте от 9 до 14 лет. Таким образом, Борис Цариков, когда попал на фронт в действующую армию уже был комсомольцем (что и отмечено в в словаре «Герои Советского Союза»[1]), а не пионером.

Памятник мифическому пионеру-герою Боре Царикову был установлен наряду с памятниками Марату Казею, Зинаиде Портновой, Лёне Голикову, Вале Котик и Володе Дубинину на территории бывшего пионерского лагеря «Алые паруса» в селе Ягодное близ Тольятти Самарской области.

Примечания

  1. Ныне — д. Сосновка, Гомельский район, Гомельская область, Белоруссия
  2. В краткой биографии Бориса Царикова в словаре «Герои Советского Союза» и в наградном листе на присвоение звания Героя Советского Союза указано звание рядовой[1], однако на фотографии Царикова, опубликованной в словаре «Герои Советского Союза» на его погонах имеются две узкие лычки, соответствующие званию младшего сержанта. В донесении о безвозвратных потерях звание Царикова — ефрейтор.
  3. Указанная во многих источниках (в частности, в словаре «Герои Советского Союза») дата рождения «1925 год» ошибочна, так как Б. А. Цариков прибавил себе один год[2]
  4. В других источниках (в частности, в словаре «Герои Советского Союза») местом рождения указан город Гомель[1]; в донесении о безвозвратных потерях местом рождения Бориса Царикова указан город Тюмень.

Источники

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. — Т. 2 /Любов — Ящук/ Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — С. 700—701
  2. 2,0 2,1 Информация предоставлена племянником Б. А. Царикова Сергеем Цариковым.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 По страницам истории // Официальный сайт государственного учреждения образования г. Гомеля «Средняя школа № 25» (Архивировано из первоисточника 29.10.2017).
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 Информация из дневника Бориса Царикова и прочих архивных материалов предоставлена гвардии капитаном в отставке, руководителем турклуба «РИТМ», почётным ветераном 106-й стрелковой дивизии Леонидом Николаевичем Игошиным (г. Гомель)
  5. Громов А. А., Кузнецов И. А. Ртищево — перекрёсток России. — Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1997. — 176 с. — ISBN 5-7633-0784-4. — С. 124—125
  6. Постановление Совета Министров Белорусской ССР от 23 мая 1964 г. № 225 Об увековечении памяти Героев Советского Союза И. С. Зайцева и Б. А. Царикова (Архивировано из первоисточника 4.10.2015).
  7. Теплоход «Борис Цариков» // Riverfleet.ru. Информационно-справочный сайт по флоту (Архивировано из первоисточника 4.10.2015).
  8. Зябровский сельский Совет // официальный сайт Гомельского районного исполкома (Архивная копия от 5.12.2012)
  9. Мисоченко С. Мини-футбол // Лоеўскі край. — 9 ноября 2011 (Архивировано из первоисточника 29.10.2017).
  10. День рождения Бориса Царикова // официальный сайт государственного учреждения образования г. Гомеля «Средняя школа № 25» (Архивировано из первоисточника 29.10.2017).
  11. Стрельченко Д. Открытие мемориального комплекса и Аллеи Героев // Гомельские ведомости. — 2 июля 2014 (Архивировано из первоисточника 31.10.2017).
  12. Здесь учился Герой Советского Союза // новости на официальном сайте администрации Железнодорожного района города Гомеля. — 6 мая 2017 (Архивировано из первоисточника 29.10.2017).
  • Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации:
  1. 1,0 1,1 Донесение о безвозвратных потерях (Архив ЦАМО. Ф. 58, Оп. 18001, Д. 1248)
  2. 2,0 2,1 2,2 Приказ о награждении орденом Красного Знамени (ошибка в фамилии) (Архив ЦАМО. Ф. 33, Оп. 682524, Д. 213)
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Наградной лист на присвоение звания Героя Советского Союза (Архив ЦАМО. Ф. 33, Оп. 682525, Д. 59)

Иллюстрации

  1. Фото из словаря «Герои Советского Союза»
  2. Фото с официального сайта ГУО г. Гомеля Средняя школа № 25
  3. Фото с открытки из электронной книги «Дети-герои»
  4. Фото с официального сайта Лоевского районного исполнительного комитета; автор не указан
  5. Фото Максима Шестакова из работы «В памяти нашей…» на сайте ГУ «Гомельская центральная городская библиотека им. А. И. Герцена»
  6. Фото с официального сайта администрации Железнодорожного района города Гомеля
  7. Фото с сайта Wikimapia
  8. Фото Dgeise