Цепулина улица

Цепулина улица
Начало улицы Цепулина (2014)
Начало улицы Цепулина (2014)
Упоминается с

1907

Прежние названия

Пристанская (до 1981)

Протяжённость

1,03 км

Начало

Советская улица

Конец

Школьный переулок

Почтовые индексы

412031

Цепу́лина улица — одна из старейших центральных улиц города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Дом с мезонином 1925 года постройки по улице Цепулина, 98 (архитектура не типична для Ртищевского района)

Улица Цепулина начинается в центральной части города и проходит с востока на запад между улицами Пугачёвской и Садовой. Начинается от Т-образного перекрёстка с Советской улицей и заканчивается у Т-образного перекрёстка со Школьным переулком (в районе Пожарной части № 57). Пересекается с Дубасовским проездом. Примыкания улиц отсутствуют. В самом начале нечётная сторона улицы проходит вдоль территории колхозного рынка, на чётной стороне расположен ряд магазинов.

Протяжённость улицы составляет чуть более километра. Тротуары отсутствуют с обеих сторон улицы. Нумерация начинается от Советской улицы. Застройка — малоэтажная («частный сектор»).

Происхождение и история названий

Аншлаг с прежним названием улицы

Изначально улица называлась Пристанская[1], так как на ней находилась лесоторговая пристань. Так, например, в документе за 1918 год упоминается бывшая Прыгункова пристань, которая располагалась напротив дома № 1 (снесён).

В ознаменовании 50-летия Октябрьской революции улицу Пристанскую планировалось переименовать в честь ртищевского революционера в улицу имени Григорьева А. П. Соответствующее решение Ртищевский горисполком принял 12 октября 1967 года. Однако 26 октября по неизвестным причинам вышло новое решение горисполкома, согласно которому название улицы изменению не подлежало.

Улица была переименована 12 октября 1981 года решением Ртищевского исполкома горсовета по ходатайству Ртищевского городского отделения общества охраны памятников истории и культуры в честь ртищевского социал-демократа, руководителя кружка на станции Ртищево Василия Ивановича Цепулина (1874—1957).

История

Улица Цепулина, 1Б. Бывший офис Саратовской газовой компании (2007)

Точное время начала формирования улицы неизвестно. Первое упоминание в документах, хранящихся в архиве Бюро технической инвентаризации, относится к 1907 году. Земля арендовалась у крестьян Шуклинского общества (сельцо Шуклино). Улица застраивалась в два этапа. К 1917 году чётная сторона шла до дома № 44, нечётная — до дома № 15. В 1920-х годах формирование улицы продолжилось и к 1927 году оно в основном закончилось.

На 31 августа 1938 года в 88 домовладениях, расположенных на Пристанской улице, проживали 516 человек.

В 1954 году между домом № 1 по Пристанской улице и конторой колхозного рынка был построен магазин Райпотребсоюза. Позднее в этом здании разместился вино-водочный магазин, который в конце 1990-х годов стал круглосуточным фирменным магазином ОАО «Ликсар» «Балашовская водка». В начале 2000-х здесь открылся магазин секонд-хенд «Вторая жизнь». Затем здание было переоборудовано под офис Ртищевского отделения по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Саратовской газовой компании, который располагался здесь до середины мая 2008 года. До апреля 2014 года в здании располагались несколько магазинов и парикмахерская, затем большую его часть заняло Ртищевское отделение Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ».

Организации, расположенные на улице

На улице расположены следующие организации и учреждения:

  • по нечётной стороне:
    • № 1Б — Ртищевское отделение Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
    • № 1А — Ртищевское общество охотников и рыболовов

Примечания

  1. Согласно дипломной работе Н. А. Мавринской «История Ртищева в названиях улиц» (Саратов, 1989), в ртищевских говорах модель с суффиксом -СК- употребляется несколько шире общеязыковой нормы, так как от слов типа пристань образуется прилагательное с суффиксом -Н- — пристанная /-ый, -ое/.

См. также

Литература

Источники

  • Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году