Цепулина улица

Цепулина улица
Начало улицы Цепулина (2014)
Начало улицы Цепулина (2014)
Упоминается с

1907

Прежние названия

Пристанская (до 1981)

Протяжённость

1,03 км

Начало

Советская улица

Конец

Школьный переулок

Почтовые индексы

412031

Цепу́лина улица — одна из старейших центральных улиц города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Дом с мезонином 1925 года постройки по улице Цепулина, 98 (архитектура не типична для Ртищевского района)

Улица Цепулина начинается в центральной части города и проходит с востока на запад между улицами Пугачёвской и Садовой. Начинается от Т-образного перекрёстка с Советской улицей и заканчивается у Т-образного перекрёстка со Школьным переулком (в районе Пожарной части № 57). Пересекается с Дубасовским проездом. Примыкания улиц отсутствуют. В самом начале нечётная сторона улицы проходит вдоль территории колхозного рынка, на чётной стороне расположен ряд магазинов.

Протяжённость улицы составляет чуть более километра. Тротуары отсутствуют с обеих сторон улицы. Нумерация начинается от Советской улицы. Застройка — малоэтажная («частный сектор»).

Происхождение и история названий

Аншлаг с прежним названием улицы

Изначально улица называлась Пристанская[П 1], так как на ней находилась лесоторговая пристань[1]. Так, например, в документе за 1918 год упоминается бывшая Прыгункова пристань, которая располагалась напротив дома № 1 (снесён)[2].

В ознаменовании 50-летия Октябрьской революции улицу Пристанскую планировалось переименовать в честь ртищевского революционера в улицу имени Григорьева А. П. Соответствующее решение Ртищевский горисполком принял 12 октября 1967 года[3]. Однако 26 октября по неизвестным причинам вышло новое решение горисполкома, согласно которому название улицы изменению не подлежало[4].

Улица была переименована 12 октября 1981 года решением Ртищевского исполкома горсовета по ходатайству Ртищевского городского отделения общества охраны памятников истории и культуры в честь ртищевского социал-демократа, руководителя кружка на станции Ртищево Василия Ивановича Цепулина (1874—1957)[5][4].

История

Улица Цепулина, 1Б. Бывший офис Саратовской газовой компании (2007)

Точное время начала формирования улицы неизвестно. Первое упоминание в документах, хранящихся в архиве Бюро технической инвентаризации, относится к 1907 году. Земля арендовалась у крестьян Шуклинского общества (сельцо Шуклино). Улица застраивалась в два этапа. К 1917 году чётная сторона шла до дома № 44, нечётная — до дома № 15. В 1920-х годах формирование улицы продолжилось и к 1927 году оно в основном закончилось[2].

На 31 августа 1938 года в 88 домовладениях, расположенных на Пристанской улице, проживали 516 человек[6].

В 1954 году между домом № 1 по Пристанской улице и конторой колхозного рынка был построен магазин Райпотребсоюза. Позднее в этом здании разместился вино-водочный магазин, который в конце 1990-х годов стал круглосуточным фирменным магазином ОАО «Ликсар» «Балашовская водка»[7]. В начале 2000-х здесь открылся магазин секонд-хенд «Вторая жизнь»[8]. Затем здание было переоборудовано под офис Ртищевского отделения по Ртищевскому, Аркадакскому и Турковскому районам Саратовской газовой компании, который располагался здесь до середины мая 2008 года. До апреля 2014 года в здании располагались несколько магазинов и парикмахерская, затем большую его часть заняло Ртищевское отделение Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ».

Организации, расположенные на улице

На улице расположены следующие организации и учреждения:

  • по нечётной стороне:
    • № 1Б — Ртищевское отделение Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
    • № 1А — Ртищевское общество охотников и рыболовов

Примечания

  1. Согласно дипломной работе Н. А. Мавринской «История Ртищева в названиях улиц» (Саратов, 1989), в ртищевских говорах модель с суффиксом -СК- употребляется несколько шире общеязыковой нормы, так как от слов типа пристань образуется прилагательное с суффиксом -Н- — пристанная /-ый, -ое/.

Источники

  1. Васильев Л. Ртищево накануне революции // Путь Ленина. — 5 августа 1987. — С. 2
  2. 2,0 2,1 Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  3. Протокол № 19 заседания исполкома Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 12 октября 1967 года. — С. 96 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 289)
  4. 4,0 4,1 Сдобников А. История страны в названиях улиц. Переименования улиц в городе Ртищево. — Ртищево, 2016. — 25 с.
  5. Протокол № 19 заседания исполкома городского Совета народных депутатов от 18 сентября 1981 года. — С. 321 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 779)
  6. План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году. Приложение к протоколу президиума Ртищевского горсовета от 31/VIII-38 г. — С. 162—162об (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 13)
  7. [Объявление] // Перекрёсток России. — 7 июня 1997. — С. 4
  8. [Объявление] // Перекрёсток России. — 22 сентября 2001. — С. 4