Чина луговая

Чина луговая
Цветущее растение
Цветущее растение
Научная классификация
Царство:

Растения

Отдел:

Цветковые растения

Класс:

Двудольные

Порядок:

Бобовоцветные

Семейство:

Бобовые

Подсемейство:

Мотыльковые

Род:

Чина

Вид:

Чина луговая

Международное научное название

Lathyrus pratensis L.

Вид в таксономических базах
CoL

11471796

Чи́на луговая (лат. Lathyrus pratensis) — травянистое многолетнее растение семейства бобовых (Fabaceae).

Описание

Многолетнее травянистое растение высотой 20—100 см. Корневище длинное, тонкое, ветвистое, ползучее, цилиндрическое, с побегами. Глубина обильных придаточных корней на материковых лугах превышает 30 см. Стебель обычно одиночный, слабый, простёртый, восходящий или лазящий с помощью листовых усиков, сжато-четырёхгранный.

Листья очередные, состоят из одной пары продолговато-ланцетных или ланцетных листочков, 2—4(3) см длиной, (3)5—10 мм шириной. Листочки заострённые, с тремя более крепкими жилками, заканчивающимися шипиком. Прилистники крупные, схожие с листочками, 0,7—3,7 см длиной, 0,2—1,2 см шириной. Листовой черешок бескрылый, желобчатый, ось листа заканчивается простым или мало ветвистым усиком.

Цветоносы нередко несколько согнутые, длиннее листьев (без кисти), иногда вдвое превышающие их. Кисти негустые, пазушные, односторонние, с 5—10 цветками. Цветки 1,0—1,5 см длиной, ярко-жёлтые. Флаг продолговато-овальный, сразу сужен в ноготок, пластинка его на верхушке едва выемчатая; крылья на тонком согнутом ноготке, пластинка их продолговато-овальная, при основании суженная, с длинным узким ушком; лодочка на длинном тонком ноготке, пластинка её согнутая, широко-ланцетная, кверху суженная, при основании с коротким ушком. Цветоножка бело-пушистая, немного короче чашечки; чашечка трубчато-колокольчатая, слегка бело-пушистая, зубцы её треугольно-ланцетные, одинаковой длины с трубкой, на конце шиловидные, под конец широко-отстоящие.

Бобы продолговато-линейные, 2,5—3,5 см длиной, 5—6 мм шириной, сидячие, кверху сразу суженные в короткий носик, по створкам с ясно заметными жилками, образующими сетку, иногда слегка согнутые. Семян 8—10, они шаровидные, овальные или сплюснутые, красно-бурые, с тёмно-бурой мраморовидной окраской, блестящие, гладкие, рубчик охватывает 1/6 часть семени.

Химический состав

В химическом составе чины луговой характерно высокое содержание протеина и относительно невысокое содержание клетчатки. Содержание протеина варьирует от 19,0 до 28 %, содержание протеина свыше 26 % отмечается редко. Наиболее часто встречаются растения с содержанием сырого протеина 22—23 %. В траве содержатся алкалоиды, флавоноиды кверцетин и кемпферол, горечи, кофейная и феруловая кислоты, витамин C, каротин, различные микроэлементы: P — 0,260-0,264 %, Ca — 1,15—1,21 %, Mg — 0,186—0,210 %, K — 1,74-2,55 %, Na — 0,359—0,472 %, Si — 0,400—0,446 %. Содержание витамина C в свежих листьях колеблется от 58 до 200 мг на 100 г; в сухих листьях 760 мг%. Стебли содержат витамина C значительно меньше, нежели листья.

Распространение

Широко распространена в европейской части России, заходя далеко на север, в Сибири, Центральной Азии, на Кавказе.

Обычна во всех природно-административных регионах Саратовского Правобережья. В Ртищевском районе отмечена растущей вдоль трассы Саратов — Тамбов, а также в самом городе Ртищево.

Особенности биологии и экологии

Растёт на лугах, полянах, лесных опушках, среди кустарников, склонах насыпей, встречается на газонах и пустырях, изредка на низинных болотах.

Цветёт в июне — августе. Опыляется главным образом шмелями и пчёлами, а также некоторыми осами и бабочками. Плоды созревают в июле — сентябре. Размножается как семенами, так и вегетативным путём.

Хозяйственное значение и применение

В медицине

В медицине используется трава с цветами. Собирают её летом. В народной медицине Сибири чину луговую применяют как отхаркивающее средство при острых и хронических заболеваниях дыхательных путей: бронхитах, бронхоэктатической болезни (расширении бронхов), гнойниках лёгких, при туберкулёзе и воспалении лёгких.

Реже в народной медицине употребляют корни растения. Настой корней иногда дают больным, страдающим поносом, и как успокаивающее при бессоннице.

В других областях

Хорошая кормовая трава, как на сено, так и на пастбищах. Хорошо поедается овцами и лошадьми, несколько хуже крупным рогатым скотом, в степной полосе лучше поедается лошадьми и крупным рогатым скотом. В зелёном виде удовлетворительно поедается гусями. В свежем виде обладает несколько горьким вкусом. В Западной Европе, преимущественно в Англии, Германии, введена в культуру и имеет особое значение для долголетних лугов, так как после посевов держится в продолжение десяти и более лет. Сено из чины луговой часто плесневеет.

Семена чины луговой хорошо поедаются курами и голубями. Семена, возможно, содержат ядовитые вещества, поэтому её рекомендуют скашивать на сено до созревания семян.

Является хорошим медоносом.

См. также

Литература

  • Глухов М. М. Важнейшие медоносные растения и способы их разведения. — М., Л.: Государтсвенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз», 1935. — С. 186
  • Губергриц А. Я., Соломченко Н. И. Лекарственные растения Донбасса / издание второе, переработанное и дополненное. — Донецк: Донбасс, 1966. — С. 219—220
  • Еленевский А. Г., Радыгина В. И., Буланый Ю. И. Растения Саратовского Правобережья (конспект флоры). — Саратов: Изд-во Сарат. педин-та, 2000. — ISBN 5-87077-047-5. — С.44
  • Зимин. В. М. Библиотечка лекарственных растений: собрание народной и научной медицины. — Т. 1. — СПб: АО «Дорваль», 1992. — С. 223—224
  • Кормовые растения сенокосов и пастбищ СССР / под ред. проф. И. В. Ларина. — Т. II Двудольные (Хлорантовые — Бобовые). — М., Л.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1951. — С. 852—856
  • Флора Москвы / Варлыгина Т. И., Головкин Б. Н., Киселёва К. В. и др. — М.: Голден-Би, 2007. — С. 184
  • Флора СССР. Т. XII. / гл. ред. акад. В. Л. Комаров. — М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1948. — С. 501