Шабашов, Фёдор Филиппович

Фёдор Филиппович Шабашов
Фёдор Филиппович Шабашов
Старший сержант Фёдор Шабашов[И 1]
 
Рождение: 24 августа 1914(1914-08-24)
с. Байка, Сердобский уезд, Саратовская губерния, Российская империя[П 1][П 2]
Смерть: 5 октября 1992(1992-10-05) (78 лет)
г. Заречный, Пензенская область, Российская Федерация[2]
Партия: КПСС значок.png
1947—1991
 
Военная служба
Годы службы: 1941, 1944—1945
Род войск: мотострелковые
Звание: Старший сержант
старший сержант
Часть: 924-й стрелковый полк
Сражения: Великая Отечественная война
 
Семья
Дети: четверо сыновей и дочь
 
Награды
Герой Советского Союза
Орден Ленина Орден Отечественной войны I степени Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Фёдор Филиппович Шабашо́в (24 августа 1914, с. Байка Сердобского уезда — 5 октября 1992[2], Заречный) — участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945). Русский. Член КПСС с 1947 года.

Биография

Довоенные годы

Фёдор Шабашов родился в 1914 году в селе Байка в семье крестьянина. Окончил начальную школу[3]. После смерти отца в 1924 году, Фёдор жил у деда И. П. Борисова и работал подпаском общественного стада. После организации в Байке колхоза «12 лет Октября» работал там конюхом[1].

В 1933 году Ф. Шабашов переехал в совхоз «Темп» Ртищевского района, где работал учётчиком полеводческой и тракторной бригады Барабановского отделения. В деревне Барабановке Шабашов жил и работал до призыва в Красную Армию 3 июня 1941 года[1].

В годы Великой Отечественной войны

С июня по сентябрь 1941 года Ф. Шабашов находился в действующей армии на Западном фронте[Н 1]. Первое боевое крещение получил 29 июня 1941 года у города Рогачёва[1]. По не зависящим от него обстоятельствам остался на оккупированной территории[4].

Вновь был призван в армию Кодымским райвоенкоматом Одесской области в апреле 1944 года[Н 1] после освобождения района советскими войсками. Сражался на 2-м Украинском фронте в составе 1-го батальона 924-го стрелкового полка 252-й стрелковой дивизии[4].

В боях Уманско-Ботошанской наступательной операции рядовой Шабашов за проявленные мужество, отвагу и смекалку получил благодарность от командира дивизии генерал-майора И. С. Фролова[1]. В составе 1-го батальона 924-го стрелкового полка 252-й Харьковской Краснознамённой стрелковой дивизии Шабашов участвовал в Ясско-Кишинёвской стратегической операции и Будапештской стратегической наступательной операции — освобождал Румынию и Венгрию. В боях у озера Балатон 30 января 1945 года был тяжело ранен и эвакуирован в один из госпиталей города Баку, где находился на излечении семь месяцев[1].

Описание подвига

Первый номер противотанкового ружья 924-го стрелкового полка 252-й стрелковой дивизии рядовой Шабашов отличился в боях за переправу через реку Прут в районе села Немцень (Молдавия)[3].

При прорыве обороны противника 22 августа 1944 года рядовой Шабашов уничтожил огневую точку противника, мешавшую продвижению подразделения, — станковый пулемёт[Н 1].

24 августа 1944 года батальон, в котором служил Шабашов, получил задачу — взять штурмом переправу через реку Прут и взорвать мост, удерживаемый противником. Мост охранялся двумя танками, двумя орудиями и одной самоходной пушкой, которые вели ураганный огонь по нашей пехоте[Н 1].

Шабашов наметил выгодную для бронебойщика позицию и, невзирая на пулемётно-орудийный огонь противника, быстро выдвинулся на намеченный рубеж и начал борьбу с танками. Зная уязвимые места вражеских танков, рядовой Шабашов, подбил два танка и три орудия, дав возможность подразделению взять переправу штурмом и взорвать мост[Н 1].

Однако противник поставил танк на противоположном берегу реки и открыл огонь по нашей пехоте, прикрывая переправляющуюся свою пехоту. Шабашов быстро выдвинулся на самый берег реки и двумя меткими выстрелами из своего ружья подбил танк противника. Таким образом, рядовой Шабашов подбил три танка и подавил три орудия противника, чем способствовал захвату переправы частями дивизии[3] и окружению отходящих войск противника[Н 1].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в Ясско-Кишинёвской операции, красноармейцу Шабашову Фёдору Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8634)[Н 1].

Послевоенные годы

После войны старший сержант Шабашов демобилизовался. Жил в городе Сердобске[3]; работал директором горпищепрома, заведовал мельницей, городским отделом социального обеспечения, был директором рынка. По состоянию здоровья в 1955 году ушёл на пенсию; персональный пенсионер[1]. В 1983 году Фёдор Филиппович переехал в ЗАТО Пенза-19 (ныне — г. Заречный)[2].

Умер Фёдор Филиппович Шабашов 5 октября 1992 года в г. Заречный; похоронен на городском кладбище в Сердобске.

Семья

Фёдор Филиппович Шабашов был дважды женат. От первого брака имел двух сыновей. Старший — Александр жил и работал на центральной усадьбе совхоза «Темп», младший — Юрий работал в городе Ртищево в МПМК[1]. Во втором браке родились два сына: Вячеслав и Владимир и дочь Наталья[2].

Награды

  • Герой Советского Союза (24 марта 1945) — за мужество и отвагу, проявленные в Ясско-Кишинёвской операции[3][Н 1]
  • Орден Ленина (24 марта 1945)[3][Н 1]
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (6 апреля 1985)[3][Н 2]
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и другие медали

Память

Бюст Ф. Ф. Шабашова на Аллее Героев в Сердобске[И 2]
Открытие мемориальной доски в г. Заречный[И 3]
  • В 1985 году в Сердобске была открыта Аллея Героев, на которой в 1987 году установили 14 бюстов сердобчан — Героев Советского Союза, в том числе, бюст Ф. Ф. Шабашова. Автор памятников — архитектор Е. Г. Соколов[5].
  • В Сердобске одна из улиц носит имя Ф. Ф. Шабашова.
  • 28 августа 2014 года в г. Заречном Пензенской области состоялось торжественное открытие памятной доски, посвящённой Герою Советского Союза Фёдору Филипповичу Шабашову. Мероприятие было приурочено к 100-летию со дня рождения Фёдора Филипповича. Доску установили возле подъезда дома № 29 по улице Зелёной, где он проживал в 1980-е годы[6].

Примечания

  1. Ныне — с. Байка, Сердобский район, Пензенская область, Российская Федерация.
  2. Ртищевский краевед А. В. Куванов в статье в газете «Путь Ленина» писал, что Ф. Ф. Шабашов якобы родился в селе Байка Первомайского сельсовета Ртищевского района[1]. Однако эта информация не соответствует действительности.

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Куванов А. На 1009-й день войны // Путь Ленина. — 14 февраля 1975. — С. 4
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Информация предоставлена внучкой героя Светланой Владимировной Фатаховой.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. — Т. 2 /Любов — Ящук/ Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — С. 749
  4. 4,0 4,1 Шабашов, Фёдор Филиппович. Биография на сайте «Герои страны»
  5. Памятники Прихопёрья на сайте «Путешествие по Прихопёрью» (Архивировано из первоисточника 6.09.2015).
  6. Юмина М. На Зелёной, 29 установили памятную доску в честь Героя Советского Союза // Заречье сегодня. — 29 августа 2014 (Архивировано из первоисточника 4.10.2015).
  • Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации:

Иллюстрации

  1. Фото из газеты «Сердобские новости» от 9 декабря 2012 года
  2. Фото Анны Муравьёвой
  3. Фото Марии Юминой из газеты «Заречье сегодня» от 29 августа 2014 года