Яблочковы

Яблочковы
Герб рода Яблочковых
Герб рода Яблочковых
Том и лист Общего гербовника:

XV, 23

Губернии, в РК которых внесён род:

Калужская, Тульская, Рязанская, Саратовская

Часть родословной книги:

VI

Родоначальник:

Моисей Яблочков

Подданство:

Царство Русское
Российская империя

Имения:

с. Ивановка (Кизлярка)
с. Петропавловка
с. Сапожок

Яблочковы на «Родоводе»

Я́блочковы — российский дворянский род.

Происхождение рода

Род Яблочковых ведёт начало от жившего во второй половине XVI века Моисея Яблочкова. Сын его Даниил «за службу и воинские доблести» был наделён в 1622 году поместным и денежным окладом. Сыновья, внуки и правнуки последнего были стольниками, воеводами и окольничими.

Род Яблочковых внесён в VI часть родословной книги Калужской (1793), Тульской (1794), Рязанской (9 декабря 1850) и Саратовской губерний.

Герб рода Яблочковых

В чёрном щите правая рука в серебряных латах держит серебряный изогнутый меч с золотой рукояткой. Вверху щита посередине и внизу по бокам по яблоку натурального цвета.

Щит увенчан дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: два страусовых пера, внешние стороны перьев чёрные, внутренние — серебряные. Намёт: чёрный, подложен серебром.

Герб внесён в XV часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи[1].

Связь рода с Ртищевским краем

Николай Павлович Яблочков, кон. 1870-х

Во владении Яблочковых находились имения в сёлах Петропавловка, Ивановка (Кизлярка) и Сапожок (ныне Ртищевского района).

Согласно Планам дач Генерального и Специального межеваний одним из первых владельцев земель в Сердобском уезде Саратовской губернии был ефремовский помещик, прапорщик (к 1801 году поручик) Михаил Алексеевич Яблочков (1746/47 — ок. 1820). В 1801 году ему был отмежёван участок земли площадью 1750 казённых десятин 1271 квадратных саженей (1912,08 га) с хутором Петропавловским (ныне с. Петропавловка), приписанным к селу Урусово. Становой пристав М. А. Яблочков был женат на рязанской дворянке Надежде Ивановне Таптыковой, дочери статского советника Ивана Алексеевича Таптыкова, имел трёх сыновей Петра, Павла и Ивана и дочь Евдокию. Пётр Михайлович и Иван Михайлович Яблочковы также имели вотчины в Сердобском уезде.

Пётр Михайлович Яблочков (9 июня 1770 — 30 сентября 1840) служил в лейб-гвардии Преображенском полку: в 1788 — фурьер; в 1794 — сержант; вышел в отставку прапорщиком. Около 1795 года он женился на Наталье Сергеевне Спасской. Погребён в Московском Донском монастыре. В 1795 году за ним состояло 199 мужских и 197 женских душ в сельце Петровское Данковского уезда Рязанской губернии; 314 мужских и 301 женская душа в селе Урусово, сельце Засекино и деревне Петропавловка Сердобского уезда Саратовской губернии. На 1799 год за ним также числилась деревня Кизлярка (ныне часть села Ивано-Кулики). Иван Михайлович Яблочков (1786—?) получил от родителя 6 тысяч десятин земли и 500 душ в Саратовской губернии.

Так как Пётр Михайлович и Иван Михайлович умерли бездетными, большую часть имений унаследовал их племянник, родоначальник саратовской ветви рода Яблочковых — Николай Павлович Яблочков (2 мая 1824—1882). Однако он не отличался способностями вести помещичье хозяйство, которое ещё задолго до Крестьянской реформы 1861 года пришло в упадок. После 1861 года Николай Павлович некоторое время был мировым посредником, а затем (на 1880 год) служил по выборам в должности почётного мирового судьи Сердобского уезда. За ним был закреплён 5-й мировой судебный участок, в который входили Барковская, Малиновская, Уваро-Протасовская, Голицынская, Козьмодемьянская, Владыкинская, Урусовская, Сосновская, Дуровская, Сапожковская и Сокольская волости и станция Салтыки Тамбовско-Саратовской железной дороги. Камера (приёмный кабинет мирового судьи) Николая Павловича располагалась по месту его жительства — в сельце Петропавловке. Также на 1880 год Н. П. Яблочков являлся гласным от землевладельцев Сердобского уездного земского собрания.

К 1872 году за Яблочковыми в Саратовской губернии числилось всего 2,8 тысяч десятин родовой и приобретённой земли. Центром всех землевладений Яблочковых являлось сельцо Петропавловка 1-я, расположенное при истоках ручья Байка, с прилегающими к ней хуторами. Здесь находился большой помещичий дом с анфиладой комнат по фасаду и мезонином над средней частью, где Н. П. Яблочков с супругой Елизаветой Петровной (ур. Земщининова) прожили до конца своей жизни. Дом сгорел в конце 1880-х годов, но до сих пор от него сохранились остатки каменного фундамента.

В семье Яблочковых было пятеро детей: двое сыновей и три дочери: Павел, Николай, Варвара, Мария (1855—?) и Екатерина. Старшим из детей был известный изобретатель, электротехник Павел Николаевич Яблочков (1847—1894). Брат и три сестры Павла Николаевича родились в период с 1852 по 1856 год в сельце Петропавловке Сердобского уезда, куда к тому времени переехали родители, и были крещены в Михайло-Архангельской церкви села Сапожок.

Николай Николаевич Яблочков (1852—1881) получил образование в Николаевском инженерном училище, пойдя таким образом, по стопам старшего брата.

Варвара Николаевна Яблочкова (1853—1915) была замужем за потомственным почётным гражданином Александром Емельяновичем Платицыным. На 1890 год за ним числился пахотный участок при сельце Петропавловском площадью 456 каз. дес. 110 кв. саж. (498,32 га), по всей видимости доставшийся от супруги.

Последними совладельцами усадьбы в сельце Петропавловском были сыновья Павла Николаевича Яблочкова мелкопоместные дворяне Борис Павлович (1872—1903) и Андрей Павлович (1873—1921). На 1890 год за ними числился участок площадью 496 каз. десятин (541,90 га). Борис Павлович — инженер-изобретатель, увлекался воздухоплаванием, работал над составлением новых сильнодействующих взрывчатых веществ и боеприпасов, умер от туберкулёза; Андрей Павлович — агроном-садовод, после окончания кадетского корпуса жил в своём имении, был найден убитым на территории фруктового сада, обстоятельства его смерти не установлены.

Усадьба в Кизлярке

с. Ивановка (Кизлярка). Имение Е. Н. Яблочковой-Эшлиман (1893)

Усадьба в селе Ивановка (Кизлярка) перешла по наследству младшей дочери Николая Павловича Екатерине Николаевне Эшлиман (1856—1916). На 1906 год за ней числился усадебный участок в Кизлярке площадью 208 каз. дес. 600 кв. саж. (227,90 га) и полевой участок площадью 169 каз. дес. 600 кв. саж. (185,29 га). Она также владела конским заводом при хуторе Ивановском, поголовье которого на 1900 год насчитывало 3 жеребца и 13 маток (упряжные и рысистые).

Екатерина Николаевна была замужем за выпускником Петровско-Разумовской академии, агрономом Михаилом Карловичем Эшлиманом (1846—1894), отец которого, Карл Иванович, являлся одним из первых архитекторов Южного берега Крыма и Ялты, а также был архитектором имения Романовых в Ливадии. В браке родилось четверо детей: два мальчика и две девочки. Дочери вышли замуж и остались жить в Москве. Один из сыновей — Николай Михайлович Эшлиман (1878—?) в 1904 году окончил Императорское Техническое училище по специальности инженер-механик. Служил инженером при заводе Липгарта, позднее уехал за границу. Второй сын стал священником в Москве.

Помещичья усадьба в Кизлярке располагалась на правом берегу реки Песчанки. Деревянное двухэтажное здание усадьбы с мансардой и резными наличниками на окнах, было построено в 1870 году.

На территории усадьбы было три пруда, два из них сохранились до сих пор. Вокруг верхнего пруда были посажены вётлы, черёмуха, построены беседки. В этом пруду купались барыня, её дети и их гости. Внизу, недалеко от Песчанки, располагался пруд для купания лошадей, дно которого было выстлано дубовыми досками, сохранившимися до наших дней. Третий пруд предназначался для купания свиней, он располагался около современной музыкальной школы п. Ртищевский, по улице Советской.

Главным достоянием поместья был яблоневый сад, площадью 60 га, расположенный от барского дома вдоль реки. Он был заложен ещё в начале 1840-х годов Иваном Михайловичем Яблочковым. Сад был окружён канавой и обнесён плетневым ивовым забором. «Эшлимановские» сорта яблок пользовались особой популярностью. Они реализовались не только на месте, но и поставлялись в столицу и даже за границу.

Имение Эшлиман.jpg Пруд усадьба Эшлиман.jpg АлександроневскаяИванокулики.jpg
п. Ртищевский. Бывшее имение Эшлиман (2012) п. Ртищевский. Верхний пруд в бывшей усадьбе Е. Н. Эшлиман (2005) с. Ивано-Кулики (Куликовка). На этом месте находилась Александро-Невская церковь

В барском доме Екатерина Николаевна устроила начальную школу, где учились дети из ближайших деревень. Учителями были она сама и её сестра Мария Николаевна. В школе был рояль и граммофон. В 1888 году на средства Екатерины Николаевны и прихожан в селе Кизлярке (Ивановке) была построена Александро-Невская церковь (ныне утрачена).

На 1906 год владельцем участка земли в деревне Кизлярке (Ивановке) площадью 2 каз. дес. 2000 кв. саж. (2,40 га) являлся запасной рядовой Иван Александрович Несынов (Неснов). Он служил у Е. Н. Эшлиман кучером, а также был старшим на подворье, его жена Прасковья Потапова была стряпухой в барском доме. У Эшлиман они прослужили 25 лет, за что Екатерина Николаевна выделила им участок земли, построила кирпичный дом, дала корову, лошадь, около дома посадила сад.

Екатерина Николаевна Эшлиман умерла в 1916 году и была похоронена на кладбище в селе Сапожок. После её смерти имением в Кизлярке управлял её племянник — Андрей Павлович Яблочков. После революции 1917 года поместье было экспроприировано, на её базе организовывались различные садоводческие предприятия, а в 1921 году был создан совхоз № 48 «Красный».

Примечания

  1. Часть 15 Общего гербовника никогда не издавалась и хранится в единственном экземпляре в Российском государственном историческом архиве, г. Санкт-Петербург.

См. также

Литература

  • Павел Николаевич Яблочков. Труды. Документы. Материалы / отв. ред. чл.-корр. АН СССР М. А. Шателен, сост. проф. Л. Д. Белькинд. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1880 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1880. — С. 89

Источники

Ссылки