Ямская улица

† Ямская улица
Оставшиеся дома по улице Ямской между строящимися домами № 5 и № 9 по улице Красной (нач. 1980-х)
Упоминается с

1906

Упразднена

1995

Ямская улица — упразднённая центральная улица города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Ямская улица располагалась в центральной части города, проходила с северо-запада на юго-восток. Начиналась от улицы Железнодорожной, в районе привокзальной площади и заканчивалась у Т-образного перекрёстка с улицей Красной (в районе мельницы). Пересечений с другими улицами не было, примыкания улиц отсутствовали. Нумерация начиналась от Железнодорожной улицы.

Происхождение и история названия

Одна из немногих улиц города Ртищево не менявших своё название с момента образования. На улице, по всей видимости, располагалась ямщина, где можно было нанять ямщика с лошадью и возком.

История

Карта-схема Ямской улицы и Ямского переулка начала 1960-х, наложенная на современную (2013) карту города

Точное время начала формирования улицы неизвестно. Первое упоминание в документах, хранящихся в архиве Бюро технической инвентаризации, относится к 1906 году. Земля арендовалась у крестьян 2-го Ртищевского общества (село Ртищево). Формирование улицы в основном закончилось в 1910-х годах.

На 31 августа 1938 года в 24 домовладениях, расположенных на Ямской улице, проживали 193 человека.

В 1962 году в состав улицы был включён Ямской переулок.

В конце 1960-х, в связи с реконструкцией Пролетарской улицы и формированием центральной площади, начался снос частновладельческих домов по улице Ямской. Большая часть домов на ней была снесена в середине 1970-х — 1980-х годах, когда началась генеральная реконструкция центральной части города. Последние два частновладельческих дома на улице Ямской были снесены в 1995 году.

Ямской переулок

Небольшой переулок, состоявший из пяти частновладельческих домов, располагавшихся на одной стороне. Начинался он от улицы Пролетарской и шёл по направлению к Ямской улице. Сплошная нумерация начиналась от Пролетарской улицы, до 1929 года — от улицы Ямской.

Застраиваться переулок начал ещё до 1917 года, первое упоминание в документах относится к 1912 году. Земля арендовалась у крестьян 2-го Ртищевского общества. До 1922 года назывался Перевозовский переулок, так как рядом с ним располагалась лавка Перевозова, с 1922 по 1929 год — Коммунальный переулок.

На 31 августа 1938 года в 5 домовладениях, расположенных на Ямском переулке, проживали 37 человек.

В 1962 году Ямской переулок вошёл в состав Ямской улицы, став продолжением её чётной стороны. Все дома, располагавшиеся на бывшем Ямском переулке были снесены в 1980-х годах.

Литература

Источники

  • Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
    • План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году