243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион

Red Army flag.svg 243-й отдельный зенитно-артеллерийский дивизион
Войска

сухопутные

Род войск

ПВО

Сформирован

1939

Расформирован (преобразован)

1945 ?

Районы боевых действий

Юго-Западный фронт 1-го форми­рования
Саратовско-Балашовский дивизионный район ПВО
2-й Белорусский фронт

243-й отдельный зенитно-артеллерийский дивизион (243-й ОЗАД) — воинское подразделение в Вооружённых Силах СССР, сформированное в 1939 году. Во время Великой Отечественной войны дивизион обеспечивал воздушное прикрытие ртищевского железнодорожного узла.

История

Александр Захарович Белозёр. С 1939 года работал военкомом 243-го ОЗАД, в годы Великой Отечественной войны (до июня 1944 года) занимал должность заместителя начальника политотдела Саратово-Балашовского дивизионного района противовоздушной обороны[1]

243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион 27 стрелкового корпуса был сформирован в 1939 году. Рядовой состав дивизиона формировался из призванных из запаса для прохождения трёхмесячных курсов. Военный городок, где размещался дивизион, находился на западной окраине города Дубно Ровенской области Украинской ССР.

Первый бой с немецко-фашистскими войсками 243-й ОЗАД принял 22 июня 1941 года в 5 часов утра. В дальнейшем в непрерывных боях батальон понёс невосполнимые потери в технике, вооружении и личном составе. В конце декабря 1941 года дивизион прибыл в Саратов для повторного формирования. От почти 700 человек осталось 70.

С 27 апреля 1942 года 243-й ОЗАД был поставлен на противовоздушную оборону ртищевского железнодорожного узла. Здесь дивизион продолжил формирование и пополнился не только мужчинами, но и девушками из города Ртищево, Ртищевского и других районов Саратовской области. Из ртищевцев в боевых расчётах дивизиона сражались Анна Желуницина, Мария Воропаева, Пётр Горин, Михаил Ларионов, Валентина Тесёлкина, Екатерина Лукашина, Владимир Буслаев, Татьяна Коллеганова, Мария Кондрачёва, Евгения Белоглазова, Татьяна Литвиненко, Валентина Лимонова и др. Зенитчики 243-го дивизиона находились в постоянном взаимодействии с бойцами 100-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи, сформированного в Ртищево в ноябре 1941 года.

В Ртищево 243-й ОЗАД пополнился техникой. Он стал иметь подразделения смешанного состава по вооружению: две батареи орудия среднего калибра — 85-мм, одна батарея малого калибра — 37-мм и зенитно-пулемётная рота — крупнокалиберные зенитные пулемёты Дегтярева-Шпагина (ДШК) — 12,7 мм.

Командный пункт и штаб дивизиона находился в помещении одного из ртищевских предприятий, располагавшегося в районе нынешнего завода «Аргон». Огневые позиции:

  • 1-ая батарея малого калибра повзводно:
    • 1-й взвод — на станции Ртищево-2 в горловине путевого развития со стороны локомотивного депо
    • 2-й взвод — на станции Ртищево-2 в горловине путевого развития со стороны станций Дубасовский и Благодатка
    • 2-я батарея среднего калибра — огневая позиция в 600 метрах южнее центральной усадьбы совхоза «Выдвиженец»
    • 3-я батарея среднего калибра — огневая позиция юго-восточнее нефтебазы

Зенитно-пулемётная рота располагалась на станции Ртищево-1 — на крыше здания вокзала размещались два пулемёта ДШК. На станции Ртищево-2 на крыше здания локомотивного депо — 2 пулемёта. У железнодорожного моста через реку Хопёр у станции Вертуновская — 2 пулемёта. У железнодорожного моста через реку Хопёр у станции Аркадак — 2 пулемёта ДШК.

Осенью 1942 года дивизион получил радиолокатор станцию орудийной наводки. Позиция этой станции была примерно там, где сейчас находится здание бывшей швейной фабрики.

К концу 1942 года дивизион свою задачу по охране ртищевского узла выполнил. Зенитчиками было отражено несколько налётов вражеской авиации.

Осенью 1943 года 243-й ОЗАД вошёл в состав 5-го корпуса ПВО 2-го Белорусского фронта. В дальнейшем дивизион участвовал в Белорусской боевой операции, освобождал город Кричев (Белоруссия), затем принимал участие во взятии Кёнигсберга (ныне Калининград) и закончил свой боевой путь в городе Мариенвендер (Германия).

Память

Мемориальная доска на здании вокзала станции Ртищево-I, посвящённая 100-му отдельному батальону ВНОС и 243-му ОЗАД

См. также

Источники

  1. Белозёр Александр Захарович на сайте «Память народа»
  • Валякин А. И враг не прошёл // Путь Ленина. — 9 мая 1986
  • Овчинникова А. Мы защитили Родину // Перекрёсток России. — 1 июля 2005
  • Шишмарёв Н. А. Город Ртищево. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1986. — (Города Саратовской области). — 114—115
  • Ченакал Д. Д. Военное небо Поволжья: Противовоздушная оборона Поволжья в годы Великой Отечественной войны. — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1986. — С. 97
  • Минувшее проходит предо мною…: Экскурсия по школьному музею 100-го батальона ВНОС и 243-го ОЗАД / составитель А. С. Овчинникова