60 лет Октября улица

Улица 60 лет Октября
Улица 60 лет Октября по направлению к Советской улице (2007)
Улица 60 лет Октября по направлению
к Советской улице (2007)
Упоминается с

1918

Прежние названия

Садовая улица (до 1923)
Заводская улица (до 1977)

Протяжённость

ок. 2,63 км

Начало

Советская улица

Конец

юго-восточная окраина города

Автобусные маршруты

4, 6

Почтовые индексы

412031

Улица 60 лет Октября — магистральная улица районного значения, берущая начало в центральной части города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Улица 60 лет Октября начинается в центральной части города от Т-образного перекрёстка с улицей Советской и проходит с запада на восток до юго-восточной окраины города. Улица разделена на две неравные части железнодорожным перегоном Шуклино — Ртищево II. Пересекается с Народной улицей, Вишнёвым и Мирным переулками. С чётной стороны к улице примыкают 1-й и 2-й Садовые переулки; с нечётной примыканий нет.

Протяжённость улицы составляет около 2,63 км, она является одной из самых протяжённых улиц города. В начале улица с обеих сторон оборудована тротуарами (не на всём протяжении). На улице расположен один светофор (на перекрёстке с улицей Советской. Нумерация начинается от Советской улицы.

Застройка смешанная: в начале улицы — средневысотная (многоэтажная) и низковысотная (малоэтажная); большая часть улицы представлена малоэтажной застройкой («частный сектор»).

Происхождение и история названий

Аншлаг с прежним названием улицы
Дом № 111 по улице 60 лет Октября с аншлагом с прежним названием улицы (2007)

Изначально улица носила название Садовая[П 1]. В 1923 году ей присвоили название Заводская[1]. Оно, вероятно, было связано с мельзаводом (бывшая мельница купца Михайлова), территория которого располагалась на задворках нечётной стороны улицы[2].

21 октября 1977 года в ознаменование 60-летия Октябрьской революции улице было присвоено нынешнее название — улица имени 60-летия Октября (60 лет Октября)[1]. Однако в обиходе среди жители города продолжают употреблять прежнее название улицы — Заводская[2]. Это название ошибочно было использовано для залинейной части улицы в «Атласе автомобильных дорог Саратовской области», изданном в 2000 году в Саратове.

История

Первый дом на улице Садовой появился ещё до 1917 года. Однако интенсивная её застройка началась в 1920-е годы. К 1929 — началу 1930-х годов практически сформировалась прилинейная часть улицы. До 1929 года нечётная нумерация шла по правой стороне улицы, чётная — по левой[1].

В 1931 году в начале улицы были построены товарно-материальные склады, валяльный цех, сапожная и столярная мастерские, чесалка и контора артели инвалидов «Инициатива» — одного из предприятий кооперативной промышленности города.

16 февраля 1937 года Президиум Ртищевского горсовета утвердил место постройки детских яслей по Заводской улице в пределах участка Образцовой школы[3]. В 1992 году детские ясли № 2 «Ласточка», из-за низкой наполняемости групп, были закрыты. 2 сентября того же года в этом здании открылась Станция юных техников[4]. В деревянной пристройке располагалась городская фильмотека, с учебными фильмами для школ.

На 31 августа 1938 года в 91 домовладении, расположенных на улице Заводской, проживали 648 человек[5]. С 1939 по 1940 год активно застраивалась залинейная часть улицы Заводской по направлению к питомнику РУЖД. Второй этап интенсивной застройки залинейной части относится к концу 1940-х — началу 1950-х годов. Улица в это время расширялась в двух направлениях: в сторону железнодорожной ветки и далее к питомнику РУЖД, вплоть до будущего Мирного переулка[П 2]. В конце 1960-х — середине 1970-х годов улица продолжилась за Мирный переулок к восточной окраине города. В настоящее время строительство частновладельческих домов в этой части улицы продолжается; на 2014 год крайние дома имеют номера 199 и 210[1].

К концу 1950-х годов улица получила каменное покрытие[6]. В середине августа 1965 года дома по Заводской улице досрочно газифицировали[7].

СЮТ.jpg Ртищевская автошкола.jpg ДС № 4 Колобок.jpg
Станция юных техников (2007) Учебный корпус Ртищевской автошколы ДОСААФ Детский сад № 4 «Колобок» (2009)

В декабре 1975 года, на месте занимаемом ранее строениями артели инвалидов, был построен детский сад № 4 «Колобок». До 18 ноября 1996 года он находился в ведомственном подчинении Ртищевской швейной фабрики, а затем передан в муниципальную собственность.

В 1977 году на улице было построено здание Ртищевской автошколы ДОСААФ, торжественное открытие которой состоялось 23 сентября[8].

Жилой дом № 12 по улице 60 лет Октября (2007)

В июне 1991 года по улице 60 лет Октября была введена в эксплуатацию первая очередь, а в 1993 году вторая очередь многоквартирного жилого дома № 16. Его строительство осуществляли специалисты СУ № 1[9]. Он стал первым многоквартирным домом на улице и первым в городе домом с аркой. Арка была внесена в проект по настоянию местных жителей, так как дом перекрывал оживлённый переулок, идущий от улицы Красной до улицы Чайковского. На первом этаже дома размещались молочная кухня, позднее переоборудованная под квартиры, и продуктовый магазин. В 1998 году на торговой площади, которую занимал продуктовый магазин, разместилось ООО «Океан-КВ», занимавшееся реализацией кассовых аппаратов, пишущих машин и расходных материалов к ним[10]. Здесь же находилась редакция развлекательной газеты «Океан развлечений».

Осенью 1997 года была сдана в эксплуатацию первая очередь (54 квартиры) 108-квартирного жилого дома по улице 60 лет Октября (№ 12)[11]. Это первый и единственный в городе дом с проездной аркой.

Комплекс зданий бывшего ПУБОН

Здание бывшее Комбината бытовых услуг (2007)
Бывшее здание ПУБОН. На первом этаже — «Экономбанк» (2007)

60 лет Октября, 7. В 1960-х годах на нечётной стороне улицы было построено двухэтажное здание Ртищевского городского комбината бытового обслуживания (так называемый «Старый КБО»). До конца 1980-х годов здесь размещались цеха по пошиву верхней одежды[12]. К началу 1990-х руководство Производственного объединения бытового обслуживания населения (ПОБОН) переоборудовало здание под административное[13].

В 1993 году здании разместилось руководство АО «Надежда», а в августе был открыт одноимённый магазин-салон по приёму заказов на изготовление швейных и трикотажных изделий, мебели по образцам, реализации товаров народного потребления[14].

Позднее помещения, расположенные в здании, сдавались в аренду различным организациям. Так, в апреле 1994 года сюда перебралась редакция независимой газеты «Ртищевские ведомости». В середине 1990-х на втором этаже размещался Объединённый территориальный комитет Компартии РФ г. Ртищево и Ртищевского района[15].

В мае 1997 года[16] на втором этаже открылся комиссионный благотворительный магазин «Настенька», который принимал на реализацию детские вещи, обувь, учебники, художественные книги бывшие в употреблении[17].

В начале 2000 года в бывшем Доме быта открылось ателье по пошиву и ремонту одежды[18]. С октября 2003 по 2004 год здесь находилась редакция молодёжной газеты «Ртищевская аномалия». Позднее на первом этаже здания размещался продуктовый магазин и пекарня.

В настоящее время в здании располагаются различные городские и районные организации.

По правую сторону от Дома быта находилось бревенчатое здание (возможно сохранившееся от артели инвалидов), в котором вплоть до 1985 года размещался швейный цех, выпускавший ситце-хлопчатобумажную продукцию. Это здание, превращённое позднее в склад, сгорело в начале 1990-х годов.

60 лет Октября, 7А. Летом 1982 года началось строительство нового здания Дома быта производственного управления бытового обслуживания населения (ПУБОН). Строительство осуществлял подрядчик в лице Ремстройуправления[19]. В эксплуатацию здание, так называемого «нового КБО», было сдано в 1985 году. Его общая площадь составила 1556 м²[13]. На первом этаже четырёхэтажного здания располагалась мастерская по ремонту сложной бытовой техники и телеателье; на втором — парикмахерская и фотосалон; на третьем — швейное ателье[12], которое занималось ремонтом и обновлением одежды, раскройкой, пошивом и вышивкой; на четвёртый этаж перевели швейный цех, который размещался здесь до конца 1980-х годов. Позднее до начала 1990-х годов на четвёртом этаже располагалась бригада цеха по пошиву верхней одежды[12].

В конце 1980-х ПУБОН проводило в этом здании обучение на шестимесячных курсах машинописи и делопроизводству, вязанию и игре в шахматы[20]. С конца июня 1990 года на втором этаже Дома быта располагалась производственная столовая и буфет ПОБОН[21].

К 1993 году площади Дома быта использовались всего на 30 %. Пустовали первый, второй и четвёртый этажи[13].

С 1996 по 2009 год первый этаж здания занимал Ртищевский филиал ЗАО «Акционерно-коммерческий банк реконструкции и развития „Экономбанк“»[22].

В настоящее время в здании располагаются различные коммерческие организации.

Примечательные здания и сооружения

ДДТ «Гармония»

МОУ ДОД «Дом детского творчества „Гармония“» (2005)
ВООПИК.png Объект культурного наследия Саратовской области № 6400259000

60 лет Октября, 1. Строительство здания, в котором ныне располагается Муниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества „Гармония“», началось в середине 1910-х годов. Здесь планировалось разместить гимназию. Однако, к моменту упразднения гимназий как типа учебных заведений в 1918 году, его не достроили[1].

С начала 1920-х по 9 октября 1959 года здесь располагалась начальная школа, получившая в 1939 году номер 2. Затем до января 1991 года — Детская музыкальная школа.

Недолгое время с января по декабрь 1991 года в здании располагался Дом пионеров[23], который в связи с роспуском пионерской организации, был перепрофилирован в городской Дом школьника.

Решением Саратовского облисполкома № 200 от 6 мая 1971 года здание поставлено на государственную охрану.

Организации, расположенные на улице

На улице расположены следующие организации и учреждения:

  • по нечётной стороне:
    • № 1 — МУ ДОД «Дом детского творчества „Гармония“ г. Ртищево Саратовской области»
    • № 1А — МДОУ «Детский сад № 4 „Колобок“ г. Ртищево Саратовской области»
    • № 3 — МОУ ДОД «Станция юных техников г. Ртищево Саратовской области»
    • № 7А — Компания Intexcom, Военно-страховая компания дополнительный офис в г. Ртищево и другие организации
    • № 7 — ООО «Сельхозэнерго», Ртищевское территориальное отделение ОАО «Саратовэнерго» и др.
    • № 187 — ООО «Вино-водочный завод „Ртищевский“» (лицензия закончилась в 2011 году)
    • № 191 — Ветеринарная лаборатория ОГУ «Ртищевская районная станция по борьбе с болезнями животных» (не действует)
  • по чётной стороне:

Примечания

  1. К улице Садовой, расположенной в районе Колхозного рынка, отношения не имеет.
  2. Название переулку «Мирный» было присвоено 22 ноября 1976 года.

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  2. 2,0 2,1 Сдобников А. История страны в названиях улиц. Переименования улиц в городе Ртищево. — Ртищево, 2016. — 25 с.
  3. Протокол № 3 заседания Президиума Ртищевского горсовета от 16.02.37. — С. 14 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 11)
  4. Александрова Л. Станция юных техников ждёт ребят // Перекрёсток России. — 15 сентября 1992. — С. 1
  5. План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году. Приложение к протоколу президиума Ртищевского горсовета от 31/VIII-38 г. — С. 162—162об (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 13)
  6. Кавунов П. А. Города Саратовской области: Экономико-географический очерк. — Саратов: Сарат. кн. изд-во, 1958. — С. 141
  7. Булда Ф. Газ — городу // Путь Ленина. — 4 августа 1965. — С. 2
  8. Кулаков В. Открытие автошколы // Путь Ленина. — 28 сентября 1977. — С. 4
  9. [Фотофакт] // Перекрёсток России. — 30 апреля 1996. — С. 2
  10. [Объявления] // Перекрёсток России. — 26 марта 1998. — С. 3
  11. Фёдоров С. Что беспокоит строителей? // Перекрёсток России. — 15 января 1998. — С. 1
  12. 12,0 12,1 12,2 Зовский С. «Четыре этажа» проблем… // Путь Ленина. — 16 марта 1988. — С. 4
  13. 13,0 13,1 13,2 Из доклада А. А. Громова, главы администрации города и района // Перекрёсток России. — 27 апреля 1993. — С. 3
  14. [Объявления] // Перекрёсток России. — 19 августа 1993. — С. 4
  15. К сведению коммунистов [объявление] // Перекрёсток России. — 28 февраля 1995. — С. 2
  16. [Объявления] // Перекрёсток России. — 24 мая 1997. — С. 2
  17. Малиновская В. Магазин для бедных // Перекрёсток России. — 29 июля 1997. — С. 4
  18. [Объявления] // Перекрёсток России. — 22 января 2000. — С. 4
  19. Кулаков В. Улита едет… // Путь Ленина. — 6 мая 1983. — С. 2
  20. [Объявления] // Путь Ленина. — 9 января 1987. — С. 4
  21. Коваленко В. Новоселье у столовой // Путь Ленина. — 25 июля 1990. — С. 4
  22. [Объявления] // Перекрёсток России. — 15 июня 1996. — С. 2
  23. Алексеева Г. Ребячье новоселье // Путь Ленина. — 4 января 1991. — С. 4