70 лет Октября улица

Улица 70 лет Октября
Общий вид улицы 70 лет Октября
Общий вид улицы 70 лет Октября
Упоминается с

1931

Прежние названия

Колхозная улица (до 1988)

Протяжённость

чуть более 1 км

Начало

Советская улица

Конец

железнодорожной ветка Ртищево IШуклино на западной окраине города

Почтовые индексы

412031

Улица 70 лет Октября — улица на юго-западной окраине центральной части города Ртищево.

Расположение и общие сведения

Улица 70 лет Октября расположена на юго-западной окраине центральной части города, проходит с востока на запад параллельно улицам Дзержинского и Пушкина. Начинается от Т-образного перекрёстка с Советской улицей и заканчивается у защитной лесополосы железнодорожной ветки Ртищево I — Шуклино. Пересекается с Дубасовским проездом и несколькими безымянными переулками; примыканий нет.

Протяжённость улицы составляет чуть более 1 км. Нумерация начинается от Советской улицы. Застройка в основном малоэтажная («частный сектор»).

Происхождение и история названий

Аншлаг с прежним названием улицы
на доме № 69 (2009)

Изначально улица называлась Колхозная. Решением исполнительного комитета Ртищевского городского Совета народных депутатов от 20 января 1988 года «по многочисленным просьбам жителей города и в связи с 70-летием со дня Великой Октябрьской социалистической революции», улица была переименована в улицу 70 лет Великого Октября[1] [П 1].

История

Начало застройки улицы относится к 1931 году. К середине 1930-х годов улица практически полностью сформировалась[3]. На 31 августа 1938 года в 55 домовладениях, расположенных на улице Колхозной, проживали 320 человек[4].

До конца 1940-х годов нечётный порядок домов Колхозной улицы начинался с дома, носящего ныне номер 15. В конце 1940-х — начале 1950-х нечётная сторона Колхозной улицы была продлена непосредственно до улицы Советской. Её застроили частными домами, которым присвоили литерные номера от 9а до 1б (после масштабной перенумерации 1962 года — от 1 до 11, соответственно). К началу 1980-х — началу 1990-х годов последние дома улицы, как чётного, так и нечётного порядка, практически дошли до железнодорожного полотна[3].

3 мая 1984 года решением исполкома Ртищевского горсовета народных депутатов Ртищевскому отделению Приволжской железной дороги был выделен участок под строительство 60-квартирного пятиэтажного дома по улице Советской (ныне — дом № 32). При этом под снос, среди прочих, попал дом № 1 по улице Колхозной[5].

Дом № 1 по улице 70 лет Октября

Решением исполкома Ртищевского горсовета народных депутатов от 13 марта 1991 года за Ртищевским отделением Юго-Восточной железной дороги был закреплён земельный участок площадью 0,7 га по улице 70 лет Октября со сносом жилых домов № 3, 5, 7 и 11 для проектирования 90-квартирного пятиэтажного дома и строительства его с долевым участием горторга, отдела культуры горисполкома, городского отдела внутренних дел и местного Совета народных депутатов[6]. Первый и единственный многоэтажный дом по улице 70 лет Октября был сдан в эксплуатацию в 1995 году[3].

Примечания

  1. Пожалуй, самое абсурдное переименование улицы в городе Ртищево за всё время его существования. Оно было сделано не накануне, а почти через три месяца после юбилея. С тех пор по количеству улиц имени n-летия Октября Ртищево занимает первое место по Саратовской области[2]

Источники

  1. Протокол № 2 заседания исполкома Ртищевского горсовета народных депутатов от 16 января 1988 года. — С. 74 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 890)
  2. Сдобников А. История страны в названиях улиц. Переименования улиц в городе Ртищево. — Ртищево, 2016. — 25 с.. — С. 17
  3. 3,0 3,1 3,2 Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  4. План районирования гор. Ртищево для проведения переписи населения в 1939 году. Приложение к протоколу президиума Ртищевского горсовета от 31/VIII-38 г. — С. 162—162об (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 13)
  5. Протокол № 9 заседания исполкома Ртищевского горсовета народных депутатов от 3 мая 1984 года. — С. 244 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 841)
  6. Протокол № 4 заседания исполкома Ртищевского горсовета народных депутатов от 13 марта 1991 года. — С. 38—39 (АРГРИ: Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 937)