Скабиоза бледно-жёлтая

Скабиоза бледно-жёлтая
Общий вид цветущего растения
Общий вид цветущего растения
Научная классификация
Царство:

Растения

Отдел:

Цветковые растения

Класс:

Двудольные

Порядок:

Ворсянкоцветные

Семейство:

Жимолостные

Подсемейство:

Ворсянковые

Род:

Скабиоза

Вид:

Скабиоза бледно-жёлтая

Международное научное название

Scabiosa ochroleuca L.

Вид в таксономических базах
CoL

16714689

Скабио́за бледно-жёлтая (лат. Scabiosa ochroleuca) — травянистое растение подсемейства ворсянковых (Dipsacoideae) семейства жимолостных (Caprifoliaceae).

Описание

Соцветие

Двулетнее, или многолетнее, травянистое растение высотой 30—130 см. Корень веретеновидный, развивающий обычно одиночные стебли и розетку листьев, образующую растение следующего года. Стебель прямостоячий, курчаво-беловолосистый.

Венчик 2—3 см в диаметре, цветки бледно-жёлтые, снаружи опушённые, срединные 5—7 мм длиной, краевые вдвое более крупные, лучевые; обёрточка узковоронковидная, 3—4 мм длиной, восьмигранная; корона 1—15 мм шириной, втрое короче трубочки с 20—24 жилками.

Плоды продолговатые, 1—1,5 см длиной, около 0,4 см в диаметре.

Химический состав

Растение содержит сапонины, алкалоиды, витамин C, фенолкарбоновые кислоты, флавоноиды 6,8 %, 7-глюкопиранозид лютеолина 4,02 %, орхозид, кверцетин.

В корнях обнаружены тритерпеноиды 9,7—10,7 %, в гидролизате — олеановая кислота; алкалоиды, фенолкарбоновые кислоты и их производные: кофейная, хлорогеновая, 7-0-бета-Д-глюкопиранозид лютеолина, кверцимеритрин.

В стеблях, листьях — тритерпеноиды (в %) 4,1 и 7,69 соответственно, в цветках — 7-глюкозид лютеолина (глюколютеолин).

Распространение

Распространена на Украине, в Белоруссии, в европейской части России, в Западной Сибири, в Восточной Сибири и Центральной Азии.

Обычна во всех природно-административных регионах Саратовского Правобережья. В Ртищевском районе встречается повсеместно.

Особенности биологии и экологии

Растёт в степях, на степных лугах, песчаных щебнистых почвах, обочинах дорог на песке, иногда в сухих сосняках, по дюнно-бугристым пескам под сосновым мелколесьем.

Цветёт в июне—августе (октябре), плодоносит в августе.

Хозяйственное значение и применение

В медицине

С лечебной целью используется трава, заготовленная во время цветения. Настой травы принимают при болезнях желудка и женских заболеваниях, остеоалгии, лихорадке, туберкулёзе лёгких, сифилисе; наружно — при глазных болезнях, для выведения бородавок, как ранозаживляющее, при чесотке, кожных сыпях, геморроидальных шишках, мозолях и укусах змей. Водно-спиртовая настойка проявляет антиамёбную активность.

В других областях

Медонос, охотно посещается пчёлами из-за нектара и пыльцы.

Литература

  • Глухов М. М. Медоносные растения. Изд. 7-е, перераб. и доп. — М.: Колос, 1974. — С. 250
  • Еленевский А. Г., Радыгина В. И., Буланый Ю. И. Растения Саратовского Правобережья (конспект флоры). — Саратов: Изд-во Сарат. педин-та, 2000. — ISBN 5-87077-047-5. — С. 66
  • Лавренова Г. В., Лавренов В. К. Энциклопедия лекарственных растений. Том 2. — Донецк: Донеччина, 1997. — С. 192—193
  • Сауткина Т. А. и др. Определитель высших растений Беларуси. — Мн.: Дизайн ПРО, 1999. — С. 152