Нижнее Голицыно

село
Нижнее Голицыно
с. Нижнее Голицыно, улица Игровая
с. Нижнее Голицыно, улица Игровая
Урусовское муниципальное образование
Дата основания

после 1725, вероятно конец 1730-х — начало 1740-х

Прежние имена

Васильевская слобода (1745—1747)
Козьмодемьянское (1745—1859)
Васильевское (1794—1859)
Голицына Слобода (1794—1859)
Голицыно (до 1928 ?)
Волчий Курган (церковное)

Население

64 чел. (2010)

Почтовые индексы

412015[1]

ОКТМО

63641484151[2]

Rtishevo rayon.png

Dark Red 800000 pog.svg
Нижнее Голицыно

Нижнее Голицыно — село в Урусовском муниципальном образовании Ртищевского муниципального района Саратовской области.

Расположение

Дорожный указатель на въезде в село со стороны села Курган № 1

Село Нижнее Голицыно расположено на севере Ртищевского района, в 2 км к востоку от села Курган № 1[3]. Оно разделено рекой Ольшанкой на две части. В селе имеется две улицы: Игровая (на левом берегу) и Комарова[2] (на правом берегу; нежилая).

К концу 1880-х годов селение располагалось по обоим берегам реки Ольшанки, в две улицы; его длина составляла 200 саженей, ширина — 20 саженей[4].

История

Село Козьмодемьянское (Васильевское, Голицына Слобода тож) на карте генерального межевания Сердобского уезда (1790 год). Крестиком отмечена Никольская церковь, на севере села обозначена мельница и плотина.

Основание селения. Помещики

Согласно ревизским сказкам второй ревизии, проходившей в 17441745 годах, сельцо Космодемьяновское-Голицыно или Васильевская слобода было образовано после 1725 года. На 1745 год оно числилось новопоселённым[5].

Основателем и первым владельцем слободы был полный адмирал Русского флота князь Борис Васильевич Голицын (1705—1769), по фамилии которого село получило нынешнее название. Вотчинный надел достался ему в качестве приданного в 1726 году от супруги Софьи (Екатерины) Ивановны Стрешневой (1701—1739), а ей от деда — сенатора Тихона Никитича Стрешнева[П 1] (1644—1719)[5][6].

Крепостные крестьяне в слободу были перевезены Голицыным из Ростовского, Рязанского (Переяславль-Рязанского), Симбирского (с. Карабулак) и Пензенского (с. Колояр) уездов. К 1745 году в нём числилось 128 душ мужского пола[5].

В 1799 году село, получившее также названия Васильевское и Голицына Слобода, перешло во владение генерал-майору Юрию Игнатьевичу Поливанову и двум его братьям — советнику Евграфу Игнатьевичу и капитану Николаю Игнатьевичу[7][8].

В начале 1810-х годов часть крестьян села была переведена Поливановыми на новое место, к реке Изнаир, где была основана деревня Александровка[9].

К концу 1850-х годов владельцами села Голицыно являлись: дочь майора, девица Анна Степановна Астраханцева[10], вдова гвардии полковника Ольга Андреевна Бибикова (ум. 24 июля 1891) и коллежская ассесорша Эмилия Александровна Сатина (ур. Эмилия Элизабет Доротея фон Крюденер).

До реформы 1861 года крестьяне села отбывали трёхдневную барщину. На лёгкую барщину (в сад, подпаски и т. д.) шли с 12 лет. В 18 лет каждый крестьянин поступал в тя́гло и получал по 1 десятине паровой пашни; осенью его женили, однако до весны он должен был справлять лёгкую барщину; с весны отводилось ещё 2 десятины яровой пашни, с этих пор каждый считался поступившим на тяжёлую барщину. Тягло крестьяне несли до 50 лет, а потом определялись на круглый год в караульщики[4].

Общий вид на село Нижнее Голицыно

Голицынские крестьянские общества. 1861—1917 годы

Заброшенный магазин. Изначально этот дом постройки конца XIX — начала XX века принадлежал, предположительно, С. И. Москалёву

После реформы 1861 года крестьяне перешли в разряд собственников. Было образовано два крестьянских общества: 1-е Голицынское общество (б. Сатиной) и 2-е Голицынское общество (б. Астраханцевой)[4][11].

Земледелие

Выйдя на волю, бывшие крепостные Сатиной (1-е общество) получили надел на 199 ревизских душ, однако поделили землю только по живым ревизским душам. Их надел располагался в одной площади, протяжённость его была порядка 10 вёрст. В одном поле и отчасти в другом находилось озеро. К середине 1880-х годов раскладка производилась на 179,5 земельных душ. Земля умерших оставалась в семье, при условии, что новые владельцы не были из другого общества; в другую семью душа не переходила. Выморочные души поступали в общество, которое определяло их по своему усмотрению, тем кому находило нужным. Николаевские солдаты земли не получали[4].

Земля была разбита на 80 столбов. При развёрстках крестьяне разбивались на жеребьи, по 8 душ в каждом. Всего в трёх полях приходилось по 3,5 казённой десятины пахотной земли на душу. В двух полях пахотная земля выделялась старосте; в одном месте — 0,5 десятин, в другом ¼ десятины. Переверстки бывали через каждые 5—6 лет, в 1885 году землю переверстали на 10 лет[4].

К середине 1880-х годов посевные площади, находившиеся в собственности крестьян 1-го Голицынского общества, были заняты под рожью (45 %), овсом (25 %), просом (20 %), гречихой (10 %). В меньшем количестве они высевали пшеницу, горох, сажали картофель; после выхода на волю стали сеять подсолнечник. Хлеб крестьяне 1-го общества не продавали, а напротив покупали[4]. К 1911 году площадь крестьянского посева составляла 587 десятин (из них 120 на арендованной земле), при этом на 100 десятин посева под рожь приходилось 48,6 десятин, под просо — 15,7, под овёс — 14,3 и под подсолнечник — 8,2 десятин[12].

Общий размер надела бывших крепостных Астраханцевой (2-е общество) составлял 376 десятин 1367 саженей, при этом пахотной земли было 256 десятин, а неудобной — 55 десятин 523 саженей. По документам однако неудобной земли числилось гораздо меньше, поскольку в это число не вошли: 3 десятины 530 сажень озёр, расположенных по лесу, 7 десятин 600 саженей солонца в покосе, 18 десятин 426 саженей лощин и оврагов в пашне и 10 десятин выгона сплошного солонца[11].

При нарезке надела земля была поделена по ревизским душам на 80 частей. Дележи земли производились путём жеребьёвки, на середину 1880-х годов число жеребьев было 10, так что на каждый приходилось 8 душ. Выморочные души поступали в распоряжение общества, которое передавало их наиболее нуждающимся в земле или наиболее способным к платежу податей и повинностей. Коренных переделов земли не было, существовали только переверстки пашни через каждые 5—10 лет. Всего в трёх полях на душу приходилось по 3 десятины 480 саженей пахотной земли[11].

К середине 1880-х годов посевные площади, находившиеся в собственности крестьян 2-го Голицынского общества, были заняты под рожью (42 %), овсом (28 %), просом (21 %), гречихой (4 %), подсолнечником (5 %). В меньшем количестве они высевали горох, коноплю, сажали картофель. Хлеб возили в Беково и продавали за наличные деньги[11]. К 1911 году площадь крестьянского посева составляла 217 десятин (из них 33 на арендованной земле), при этом на 100 десятин посева под рожь приходилось 50,0 десятин, под овёс — 20,0, под просо — 17,5 и под подсолнечник — 4,6 десятин[12].

Голицынскими крестьянами обоих обществ использовалась трёхпольная система земледелия. Пахотная земля не унавоживалась из-за недостатком скотины[4][11]. На 1911 год из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий в 1-м Голицынском обществе имелось 20 железных плугов и 2 веялки, во 2-м обществе — 7 железных плугов, 1 молотилка и 1 веялка[12].

Общественных запашек у крестьян обоих Голицынских обществ не было. Общественный амбар 1-го общества находился в 80 саженях от села. Общественный хлебный запасный магазин 2-го общества — в 10 саженях от селения. Оба амбара были деревянные и крыты соломой[4][11].

Скотоводство

Своего выгона у крестьян 1-го общества было до 100 казённых десятин. Ограничений в праве выпаса скота не было. Зимой скот кормили соломой, сена хватало только на лошадей во время пашни. К середине 1880-х годов на все общество насчитывалось 150 лошадей, 400 голов овец[4].

Общая площадь выгона и пастбищ крестьян 2-го общества составляла 31 десятину 648 саженей, при этом лошади паслись с телятами, коровы с овцами[11].

На 1886 год в собственности крестьян 1-го Голицынского общества было 134 голов рабочего скота (лошадей и быков) и 140 голов молочного скота (коров)[4]; 2-го Голицынского общества — 34 и 38 голов, соответственно[11]. Количество голов скота, находившегося в собственности крестьян 1-го и 2-го Голицынских обществ, по состоянию на 1911 год было следующим:

1-е общество 2-е общество
рабочего скота (лошадей и быков) 105 29
молочного скота (коров) 95 33
гулевого скота (жеребят, телят, бугаёв) 96 36
мелкого скота (овец и свиней) 601 228

На одно хозяйство 1-го общества приходилось 0,9 голов рабочего скота и 0,8 голов молочного скота, 2-го общества — 0,6 и 0,7 голов соответственно[12].

Во владении крестьян 1-го Голицынского общества в 100 саженях от селения находилось около 18 десятин покоса. Делили его ежегодно по земельными душам. В зависимости от года на душу приходилось 14—26 пудов сена[4].

Площадь сенокоса, отведённого крестьянам 2-го общества, составляла 14 десятин. Вследствие неравномерного урожая травы участки ежегодно переделялись. Передел производился при помощи такой же жеребьёвки, как и для пахотной земли. На душу приходилось 2—3 копны сена[11].

Лесные угодья

Лесные угодья крестьян 1-го Голицынского общества располагались в конце села, по скату горы. В их владении находилось до 5 казённых десятин леса. Однако его не рубили, а берегли «на всякий случай»[4].

До отмены крепостного права своего леса у крестьян 2-го Голицынского общества не имелось; после — по документам за ними значилось более 7 десятин леса, фактически же его было около 4 десятин, так как часть площади была занята озёрами. Рубка производилась каждые 5 лет, на душу приходилось около 0,5 воза дров и хвороста[11].

Крестьяне обоих Голицынских обществ покупали строевой и дровяной лес у окрестных купцов[4][11].

Усадьбы и приусадебное хозяйство

Согласно статистическим сведениям середины 1880-х годов дворы крестьян 1-го общества вместе с огородом занимали по 10 × 30 саженей. Конопляники вместе с гумнами были поделены по душам; на душу приходилось по 2,5 × 80 саженей. Картофельники располагались на распаханном выгоне, который также был поделён по душам; на душу приходилось по 5 аршин × 80 саженей. Место для вновь строящихся было отведено на выгоне, однако оно было неудобное и низкое[4].

Общая площадь усадебной земли крестьян 2-го общества составляла 16 десятин 196 саженей. Размеры отдельных угодий были следующими: под двором — 150 саженей, под гумном на душу — 20 саженей, под огородом — 20 саженей, под конопляником — 120 саженей. Переделов усадебной земли и огородов не было. Вновь строящиеся домохозяева селились или напротив того дома, откуда отделились, или рядом с ним. На края не выселялись, потому что усадебная земля крестьян 2-го общества была окружена чужой землёй[11].

Почти в каждом дворе села имелся колодец, дома топили соломой[4].

Промыслы и торговля

Почти все крестьяне 1-го Голицынского общества работали в соседних экономиях, где занимались перевозкой кирпича, воды, песка, а также косьбой, обработкой и уборкой пахотных полей. Нанимались они также в батраки. Портные ходили работать по сёлам в направлении к Саратову, иногда за Волгу. Плотники и пильщики ходили летом по окружным сёлам. К середине 1880-х годов различными местными промыслами в селе было занято 30 мужчин и 1 женщина; отхожими промыслами — 45 мужчин и 2 женщины, из них: 2 перевозчика, 1 железнодорожный рабочий, 1 кухарка, 3 караульщика, 1 кузнец, 1 писарь, 10 пастухов, 2 плотника, 8 портных, 19 работников, 1 рядчик, 1 староста, 1 садовник, 3 сапожника, 1 просвирня, 17 подёнщиков, 1 подёнщица, 1 печник, 1 пчеловод, 1 приказчик, 1 торговец вином и 1 торговец мелочным товаром[4].

Руины бывших складских помещений. Предположительно, изначально здесь находились конюшни С. И. Москалёва

Крестьяне 2-го Голицынского общества работали у помещиков и местных зажиточных селян. Местными промыслами к середине 1880-х годов было занято 23 мужчины и 4 женщины, отхожими — 4 мужчины и 1 женщина, из них: 1 кухарка, 3 имели маслобойни, 5 пастухов, 6 плотников, 1 портной, 9 работников и 4 работницы, 1 староста, 2 сапожника[11].

Из торговых и промышленных заведений на конец 1850-х годов в селе имелась мельница[13]. К середине 1880-х годов здесь были питейный дом, мелочная лавка, конная маслобойня и кузница[4].

К началу XX века крупнейшим хозяйством в селе Голицыно являлось имение купца, потомственного почётного гражданина Сергея Ивановича Москалёва. Он владел конным заводом, на которым разводили лошадей упряжных пород (рысаков), и мельницей, располагавшейся на реке Ольшанке[14][15]. К 1913 году на паровой мельнице Москалёва трудились 15 рабочих, здесь перемалывали в год 195 тысяч пудов зерна[16].

Мирские расходы и повинности

На середину 1880-х годов мирские расходы крестьян 1-го Голицынского общества распределялись следующим образом:

  • старосте — 30 рублей
  • писарю — 25 рублей
  • сборщику — 33 рубля
  • на содержание пожарного обоза — 80 рублей
  • рекрутам — по 3 рубля
  • церковной старосте — 12 рублей 60 копеек
  • на общественные молебны — 5 рублей
  • церковному сторожу — 9 рублей 45 копеек
  • сельскому сторожу — 20 рублей
  • пастухам — 297 рублей[4]

Подати крестьян 2-го Голицынского общества раскладывались исключительно на земельные души, которых на середину 1880-х годов насчитывалось 80. Освобождённых от податей не было. За ушедших в солдаты платили миром только казённые подати[11].

Мирские расходы их были следующими:

  • старосте (он же и сборщик) — 16 рублей
  • на пожарный обоз — 32 рубля
  • рекрутам — по 2—3 рубля
  • церковной старосте — 4 рубля 80 копеек
  • на общественные молебны — 3 рубля
  • церковному сторожу — 5 рублей 60 копеек
  • пастухам: с лошадей — 50 рублей, с коров — 60 рублей
  • на общественного быка — 5 рублей
  • на канцелярию — 3 рубля[11]

После 1917 года

Улица Комарова (нежилая)

Вероятно после вхождения в состав Ртищевского района в июле 1928 года село получило своё нынешнее название — Нижнее Голицыно.

В начале 1930-х годов в селе был образован колхоз «Красное Знамя». В феврале 1963 года его переименовали в «Ленинское Знамя» и перенесли правление в село Курган № 1.

В конце октября 1972 года село Нижнее Голицыно подключили к городской автоматической телефонной станции[17].

История административного подчинения

Административное подчинение села неоднократно изменялось. Первоначально оно входило в состав Завального стана Пензенского уезда Пензенской провинции Казанской губернии[5].

После выхода императорских указов от 11 января 1780 года «О учреждении Саратовского наместничества» и от 7 ноября 1870 года «Об открытии Саратовского наместничества», село оказалось в составе новообразованной Балашовской окру́ги (уезда)[18]. Позднее, вероятно к началу 1790-х годов, село вошло в состав Сердобского уезда[19][20]. С 1859 по 1860 год село Козьмодемьянское (Голицыно) входило в 1-й стан Сердобского уезда[13].

19 февраля 1861 года «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в уездах было учреждено волостное управление. С этого времени и до середины 1880-х годов[П 2] село Голицыно (Козьмодемьянское) являлось волостным центром Козьмодемьянской (Курганской) волости, а затем до 1923 года входило в её состав[21].

После Октябрьской революции 1917 года в селе Голицыно был организован Голицынский сельсовет, который был вскоре ликвидирован, село при этом вошло в состав Курганского 2-го сельского Совета, а в марте 1924 года — в состав Курганского сельсовета Ртищевской волости (с 1928 года — Ртищевского района)[21].

В результате муниципальной Реформы 2006 года село Нижнее Голицыно вошло в состав Урусовского муниципального образования[22].

Население

На 1794 год в селении насчитывался 61 двор[7]. К 1859 году — 86 дворов[13]. По переписи 1886 года общее число домохозяйств села Нижнее Голицыно насчитывало 155 дворов, из них в 1-м обществе — 116[4], во 2-м — 39 домохозяйств[11]. К 1911 году общее число хозяйств в селе достигло 170, из них в 1-м обществе — 120, во 2-м — 45 дворов, 5 дворов находились на земле 1-го Голицынского общества, но не входили в него[12].

Численность населения по годам[П 3]
1745 128[5] 1859 647[13] 1938 550[23] 2000 99[24]
1762 314[6] 1886 855[11] 1969 324 2007 75
1794 305[7] 1911 1192[12] 1977 235 2010 64[25]

Социальная сфера

В настоящее время в селе отсутствуют какие-либо социально-культурные учреждения.

Образование

В 1880-х годах в селе уже имелась земская школа[26], в которой вплоть до 1917 года учились дети крестьян 1-го Голицынского общества[4]. Дети крестьян 2-го общества школу не посещали, грамотных в этой части селения было очень мало[11].

После Октябрьской революции в селе была открыта начальная школа. Она просуществовала до конца 1940-х годов. На 1943 год заведовала школой Гладкова.

Церковный приход

Основная статья: Космодемьянская церковь.

Приход был в самом селе. Первая церковь, освящённая во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, была построена, вероятно, в начале 1780-х годов[4]. Сведений о ней не сохранилось. Вторая Космодемьянская церковь была построена в 1871 году на средства прихожан[27][П 4]. В 1936 году она была закрыта и впоследствии разрушена[28]

Здравоохранение

Амбулатория в бывшем доме С. И. Москалёва (колоризация)
Нижнеголицынская больница (1958 год)

В начале зимы 1928 года в бывшем доме купца Москалёва открылась амбулатория. Её основателями были фельдшеры Леонтий Иванович Земцов и Сергей Петрович Кошкин[29].

В конце 1942 года, в связи с тем, что больница в селе Потьма не функционировала из-за отсутствия помещения, Нижнеголицынская амбулатория была переоборудована в больницу на 20 коек[30][29].

Большой вклад в развитие больницы в Нижнем Голицыно внесла врач Вера Александровна Тимофеева, которая начала работать здесь с 1945 года. По её инициативе в здании больницы был произведён капитальный ремонт, благоустроены палаты, создана своя прачечная, оборудованы терапевтическое и родильное отделения. В 1950-е годы больницей заведовала Зинаида Семёновна Каляева[29].

Больница в селе Нижнее Голицыно обслуживала ряд близлежащих населённых пунктов: Курган, Свищёвку, Урусово, Раево-Вознесенское и другие[29].

В настоящее время учреждений здравоохранения в селе Нижнее Голицыно не имеется.

Бывший больничный комплекс села Нижнее Голицыно (2014—2015 годы)
НГ больница 3.jpg НГ больница 1.jpg НГ больница 2.jpg
Здание больницы (2014)

Люди, связанные с селом

В селе Нижнее Голицыно родилась Антонина Петровна Якунина — врач Ртищевской железнодорожной поликлиники и железнодорожной больницы, Почётный гражданин города Ртищево[31].

См. также

Примечания

  1. Юлия Кузнецова в своей работе «К истории колонизации Сердобского уезда» (1928 год) указывает, что село было заселено сенатором Т. Н. Стрешневым между I и II ревизиями[6], то есть между 1719 и 1744 годами, однако сенатор умер в 1719 году, а селение было образовано уже после его смерти.
  2. В Сборнике статистических сведений по Саратовской губернии, в котором были опубликованы данные за 1886 год, указано, что волостное правление расположено в 2 верстах от села.
  3. Данные второй (1744—1745) и пятой (1794—1808) ревизий содержат только количество душ мужского пола.
  4. В церковных документах и печати село Голицыно (Космодемьянское) именовалось Волчий Курган.

Источники

  1. Справочник «Кодификант.ру»
  2. 2,0 2,1 Система «Налоговая справка». Справочник почтовых индексов / кодов ОКАТО /налоговых инспекций ФНС / адресов
  3. Саратовская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1970 года. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1970. — С. 91
  4. 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 4,11 4,12 4,13 4,14 4,15 4,16 4,17 4,18 4,19 4,20 Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Том IX. Сердобский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1892 (Козьмодемьянское село, Козьмодемьянская волость, Сердобский уезд, крестьяне собственники, 6ыв. г-жи Эм. Ал. Сатиной. — С. 292—296 Часть 1; Часть 2; Часть 3)
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. IV, выпуск II. — Саратов: Типография губернского земства, 1893. — С. 182
  6. 6,0 6,1 6,2 Кузнецова Ю. К истории колонизации Сердобского уезда (Материалы для историко-географического словаря) // Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведения / Вып. 35, ч. 2 (Исторический сборник). — Саратов: Издание Нижне-Волжского областного научного общества краеведения, 1928. — С. 69
  7. 7,0 7,1 7,2 Ведомость, сочинённая по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда, с показанием в каждом селении числа дворов и по пятой ревизии мужеска пола душ, принадлежащего того уезда к карте собственнаго Его императорскаго величества депо (1794—1808 гг.) / под. ред. М. С. Полубоярова, 2011. — Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. ВУА, д. 19014, лл. 33-48
  8. Планы дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии, часть 1, 1767—1911. — рукопись. — С. 33
  9. Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Том IX. Сердобский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1892 (Александровка деревня, Козьмодемьянская волость, Сердобский уезд, крестьяне собственники, бывшие г-жи Э. Сатиной)
  10. Приложенія къ трудамъ редакціонныхъ коммиссій, для составленія положеній о крестьянахъ, свѣдѣнія о помѣщичьихъ имѣніяхъ. Томъ III. — Спб: Типография В. Безобразова и комп., 1860. — С. 30—31
  11. 11,00 11,01 11,02 11,03 11,04 11,05 11,06 11,07 11,08 11,09 11,10 11,11 11,12 11,13 11,14 11,15 11,16 11,17 Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Том IX. Сердобский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1892 (Козьмодемьянское село, Козьмодемьянская волость, Сердобский уезд, крестьяне собственники, 6ыв. г—жи Астраханцевой. — С. 296—299 Часть 1; Часть 2)
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 Списки населенныхъ мѣстъ Саратовской губерніи. Сердобскій уѣзд. — Саратовъ: Изд-во Оцѣночно-статистическаго отдѣленія Саратовской губернской земской управы, 1912. — С. 24—25
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 Саратовская губернія. Списокъ населенныхъ мѣстъ по свѣдѣніямъ 1859 года. — Спб: Изд-во ЦСК МВД, 1862. — С. 88
  14. Вся Россия. Адрес-календарь Российской империи (Справочная книга по торговле и промышленности на 1902 год). — Издание А. С. Суворина, 1903. — ст. 1796—1797
  15. Конскіе заводы частныхъ владѣльцевъ въ Саратовской губерніи // Адрес-календарь Саратовской губернии на 1903 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1902. — С. 100
  16. Фабрики и заводы всей России. Сведения о 31 523 фабриках и заводах. — Киев: Книгоиздательство Т-ва Фишъ, 1913. — ст. 581
  17. Устинов Г. Подключены к АТС // Путь Ленина. — 25 октября 1972. — С. 1
  18. Саратовский архив. Фонд 28. Опись 1. Дело 16. Ревизская сказка IV ревизии о священно и церковнослужителях г. Балашова, Балашовской и Камышинской округ Саратовского наместничества и Ченбарской округи Пензенского наместничества (Архивировано из первоисточника 4.01.2016).
  19. План генерального межевания Сердобского уезда, 1790
  20. Атласъ Россійской имперіи, состоящій изъ 52 картъ, изданный во градѣ С. Петра въ лѣто 1796 г. в царствованія Екатерины II
  21. 21,0 21,1 Алфавитный список населённых пунктов Сердобского уезда на 20 июля 1927 года / Купцова Ю. А. История административно-территориального деления Саратовской губернии 1917—1928 годы. Справочник. Сердобский уезд // ОГУ ГАСО
  22. Закон Саратовской области № 117-ЗСО от 29.12.2004 г. «О муниципальных образованиях, входящих в состав Ртищевского муниципального района»
  23. План районирования по проведению переписи населения в сельских местностях Ртищевского района (Приложение к протоколу № 36 заседания Президиума РИКа от 16 августа 1938 года). — С. 82—86 (АРГРИ: Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 10)
  24. Постановление Саратовской областной Думы от 18 апреля 2001 г. № 53-2378 «Об утверждении реестра административно-территориального деления Саратовской области»
  25. Численность и размещение населения Саратовской области. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. — Саратов: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, 2012. — С. 83
  26. Отчёт Саратовского епархиального училищного совета о церковно-приходских школах в Саратовской епархии за 1888—1889 учебный год // Саратовские епархиальные ведомости. — 1890. — 15 апреля. — № 7 (приложение). — С. 73
  27. Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» № 8—11, 17—24 за 1895 г., № 1—7, 9, 11—15, 17—24 за 1896 г., № 1—5 за 1897 г. — Саратов, 1895—1897. — С. 493—494
  28. Протокол № 62 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 13.06.36: Итоги работы комиссии Президиума Райисполкома по обследованию состояния церквей и культового имущества в районе и проверку правильности поданной жалобы Урусовского коллектива верующих — С. 291—292 (АРГРИ: Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 2)
  29. 29,0 29,1 29,2 29,3 Слободянюк Р. Сельская больница // Путь Ленина. — 7 ноября 1958. — С. 4
  30. Протокол № 106 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 12.10.42. — С. 178 (АРГРИ: Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 36)
  31. Приказ о награждении орденом Красной Звезды (ЦАМО: Ф. 33, Оп. 686196, Ед. хр. 1029) // Портал «Память народа» Министерства обороны Российской Федерации