Балашовский уезд

Балашовский уезд
Coat of Arms of Balashov (Saratov oblast) (1780).png
Герб Балашовского уезда
Входил в

Саратовское наместничество (1780—1796)
Астраханскую губернию (1796—1797)
Саратовскую губернию (1803—1928)

Включал

48 волостей (1917)

Дата образования

7 ноября 1780 /
24 мая 1803

Дата упразднения

5 марта 1797 /
5 августа 1928

Административный центр

город Балашов

Председатель уездного земского собрания

Аркадий Владимирович Сумароков (1916)

Председатель уездной земской управы

Николай Александрович Салов (1916)

Площадь

13 945 (1926) км²

Население

490 107 чел. (1926)

Saratov Balashov uezd.jpg
Карта Балашовского уезда Саратовской губернии (1903)

Балашо́вский уе́зд — административно-территориальная единица Саратовской губернии, существовавшая в 1780—1797, 1803—1928 годах. Уездный город — Балашов.

Физико-географическая характеристика

Уезд располагался на западе Саратовской губернии, граничил с Областью Войска Донского, Тамбовской и Воронежской губерниями. Площадь уезда составляла: в 1858 году — 1 119 746 десятин (12 227,63 км²), в 1890 году — 9623 версты², в 1897 году 10 440,9 вёрст² (11 882 км²), в 1926 году — 13 753 км². К 1858 году Балашовский уезд занимал второе место по площади и по количеству пахотной земли среди уездов губернии.

Балашовский уезд принадлежал к Донской водной системе. По его территории протекало 60 рек, речек и ручьёв, в том числе: Хопёр, Терса, Елань, Карай, Большой Аркадак, Мелик, Тамала, Щербедина, Кистендей, Малый Аркадак, Грачёвка, Сестренка, Тростянка, Красавка, Кардаил, Рассказань и другие. Наибольшее количество озёр Саратовской губернии также находилось в Балашовском уезде. Они образовывались вследствие разлива рек Хопёр, карай, Аркадак и Тереса и были богаты рыбой.

В XVI—XVII веках на большей части Балашовского уезда, особенно по реке Хопёр, произрастали густые лиственные леса с преобладанием дуба, ольхи, вяза, ветлы, осины, чёрного клёна. Животный мир Балашовского уезда также был разнообразен: волки, лисы, хорьки, норки, зайцы.

История

Балашовский уезд был образован Указом Екатерины II от 7 (18) ноября 1780 года в составе Саратовского наместничества (губернии). Центром уезда стало село Балашово, преобразованное в уездный город Балашов. Указом Павла I от 12 декабря 1796 года Саратовская губерния была упразднена. Балашовский уезд вошёл в Астраханскую губернию. 5 марта 1797 года Саратовская губерния была восстановлена, но без Балашовского уезда. В том же году Астраханская губерния была возвращена в прежние границы, а Балашовский уезд разделён между Новохопёрским и Сердобским уездами. Указом от 24 мая 1803 года Балашовский уезд был восстановлен.

5 августа 1928 года Балашовский уезд был ликвидирован, его территория вошла в состав Аркадакского, Балашовского, Романовского, Ртищевского, Самойловского, Тамалинского, Турковского районов Балашовского округа (центр — город Балашов) и Еланского района Камышинского округа (центр — город Камышин).

Административное устройство

До 1917 года

Карта-схема Балашовского уезда и Ртищевского района
Карта Балашовского уезда из Географического атласа Российской Империи В. П. Пядышева (1820). Отмечено село Ключи
Карта Балашовского уезда с делением на станы
Карта Балашовского уезда с волостным делением (1912)

На 1859—1860 годы Балашовский уезд состоял из 2 станов. Административным центром 1-го стана было село Турки, 2-го — село Берёзовка[1].

После проведения крестьянской реформы 1861 года в административно-территориальном делении Сердобского уезда произошли изменения. Станы были упразднены, а низовой административно-территориальной единицей в уезде стала волость. К 1880 году в уезде насчитывалось 47 волостей:

  • Алмазовская
  • Андреевская
  • Аркадакская
  • Баклушинская[2]
  • Благовещенская
  • Бобылёвская
  • Больше-Карайская
  • Боцманская (Боцмановская)
  • Грязнухинская
  • Дурникинская
  • Еловатская
  • Завьяловская
  • Зубриловская
  • Ивановская 1-я
  • Ивановская 2-я
  • Казачкинская
  • Колычевская
  • Котоврасинская
  • Красавская
  • Красно-Коленская
  • Крутцовская
  • Львовская
  • Макаровская
  • Мало-Семёновская
  • Марьинская
  • Мещеряковская
  • Михайловская
  • Мордовско-Карайская
  • Ново-Покровская
  • Падовская
  • Перевесинская
  • Песчанская
  • Пинеровская
  • Репинская
  • Репьёвская
  • Романовская

Большинство из них упоминалось ещё в 1872 году, кроме того в том же году упоминалась Ключевская волость Балашовского уезда, которая к 1880 году была упразднена. К 1884 году была образована Рассказанская (Разсказанская) волость.

К 1891 году количество волостей в Балашовском уезде сократилось до 44. Были упразднены: Еловатская (вошла в Красавскую), Колычевская (в Перевесенскую), Скачихинская (в Баклушинскую) и Трубетчинская (в Турковскую) волости. В том же 1891 году Михайловскую волость переименовали в Терновскую. С 1 июля 1894 года волостное правление Боцманской волости было переведено в д. Ивановку, таким образом, волость стала называться Боцмано(вско)-Ивановская. К 1898 году Марьинская волость была переименована в Ольгинскую.

К 1910 году в уезде были образованы две новые волости — Данилкинская и Свинухинская, а к 1912 году ещё одна — Меликская волость. Таким образом, к 1912 году в уезде насчитывалось вновь 47 волостей. К 1914 году была восстановлена Еловатская волость, а Грязнухинская переименована в Козловскую.

По данным Всероссийской сельскохозяйственной и городской переписей 1917 года в уезде числилось 48 волостей:

  • Алмазовская
  • Андреевская
  • Аркадакская
  • Баклушинская
  • Благовещенская
  • Бобылевская
  • Больше-Карайская
  • Боцмано-Ивановская
  • Данилкинская
  • Дурникинская
  • Еловатская
  • Завьяловская
  • Зубриловская
  • Ивановская 1-я
  • Ивановская 2-я
  • Казачкинская
  • Козловская
  • Котоврасинская
  • Красавская
  • Красно-Коленская
  • Крутцовская
  • Львовская
  • Макаровская
  • Мало-Семёновская
  • Меликская
  • Мещеряковская
  • Мордовско-Карайская
  • Ново-Покровская
  • Ольгинская
  • Падовская
  • Перевесинская
  • Песчанская
  • Пинеровская
  • Разсказанская
  • Репинская
  • Репьёвская
  • Романовская
  • Росташевская
  • Самойловская
  • Свинухинская
  • Северская
  • Сестренская
  • Терновская
  • Тростянская
  • Турковская
  • Усть-Шербединская
  • Чернавская
  • Шепелевская

1917—1923 годы

После 1917 года самой низовой административно-территориальной единицей на территории сельской местности стали сельсоветы. На основании декрета Совета Народных Комиссаров от 27 января 1918 года, разрешавшего местным советам изменять границы и создавать новые административные единицы из частей губерний уездов и волостей, в Балашовском уезде в течение 1918 года были дополнительно образованы 26 новых волостей:

  • Бароно-Михайловская (Михайло-Баронская, Михайловская) — образована из частей Перевесинской и Красно-Коленской волостей. Наименование волость получила от д. Михайловки (центр волости) бывшей собственности барона.
  • Больше-Грязнухинская — выделена из Козловской волости
  • Борковская (Барковская) — выделена из Мало-Семёновской волости
  • Дмитриевская — образована из частей Красно-Коленской и Северской волостей
  • Инясевская — выделена из Дурникинской волости
  • Кардаильская — образована из частей Разсказанской (Рассказанской) и Свинухинской волостей
  • Кистендейская — образована из частей Андреевской, Мещеряковской и Больше-Сестренской волостей (центр волости — посёлок при ж/д ст. Кистендей)
  • Малиновская — выделена из Котоврасинской волости
  • Мало-Грязнухинская — выделена из Репинской волости
  • Мало-Щербединская — образована из частей Усть-Щербединской и Чернавской волостей
  • Михайловская (Михайло-Баронская, Бароно-Михайловская) — выделена из Терновской волости
  • Молодёнская — выделена из Андреевской волости
  • Ново-Александровская — выделена из Ивановской 2-й волости
  • Ново-Алексеевская (Алексеевская) — выделена из Ивановской 1-й волости
  • Обливинская — выделена из Ивановской 1-й волости
  • Ольшанская — выделена из Завьяловской волости
  • Полоцкая — выделена из Красавской волости
  • Родничковская — выделена из Кардаильской волости
  • Святославская — выделена из Ивановской 2-й волости
  • Сергеевская — выделена из Мещеряковской волости, центр село Сергеевка (Натальино)
  • Сергиево-Крутцовская — выделена из Зубриловской волости
  • Старо-Хопёрская — выделена из Тростянской волости
  • Тамалинская — выделена из Зубриловской волости
  • Татановская — выделена из Терновской волости
  • Чапушинская — выделена из Ивановской 1-й волости
  • Чиганакская — выделена из Падовской волости

Новые волости выделялись из существующих. В каждой новой волости создавались волостные советы и их исполнительные комитеты. Это привело к разрастанию волостного административного аппарата и создало необходимость сокращения их числа. 28 ноября 1918 года 8-й Балашовский уездный съезд советов постановил сократить 52 волости из 72-х (2 волости были упразднены ранее). Сокращение количества волостей в уезде осуществлялось за счёт их укрупнения. Упразднению подлежали как старые волости, так и новые.

В 1918 году часть населённых пунктов Андреевской волости были распределены между новыми Кистендейской волостью (центр — посёлок при железнодорожной станции Кистендей) и Молодёнской. 30 апреля 1920 года село Андреевка было переименовано в Красное Знамя. 4 июня 1920 года центр Кистендейской волости перевели в село Красное Знамя; волость получила название Красно-Знаменской. 23 июня 1924 года центр Красно-Знаменской волости был вновь переведён в посёлок Кистендей, однако название волости при этом не изменилось.

В 1920 году село Сестренки (Большие Сестренки) центр Больше-Сестренской волости было переименовано в Красную Звезду. Волость получила название Красно-Звездинской. В том же году Ново-Покровская волость была переименована в Луначарскую, а Макаровская волость — в Пугачёвскую.

18 июля 1921 года территория уезда сократилось за счёт передачи вновь образованному Еланскому уезду Красавской и Самойловской волостей.

1923—1928 годы

К 1923 году были упразднены следующие волости:

  • Бобыловская — вошла в состав Романовской волости
  • Боцмано-Ивановская — вошла в состав Турковской волости
  • Ивановская 1-я — вошла в состав Аркадакской волости
  • Родничковская — вошла в состав Пинеровской волости

18 октября 1924 года после перевода центра Пинеровской волости из села Пинеровки в село Тростянку волость была переименована в Тростянскую.

С ликвидацией Еланского уезда по декрету Всероссийского Центрального исполнительного Комитета от 12 ноября 1923 года и планом губернской административной комиссии территория уезда была расширена за счёт части территории Еланского уезда. Волости также подверглись укрупнению, их количество сократилось до 17. Укрупнение коснулось и сельсоветов.

Административно-территориальное деление Балашовского уезда на 12 ноября 1923 года
  • Аркадакская
  • Еланская
  • Ивановская 2-я
  • Казачкинская
  • Козловская
  • Краишевская
  • Красно-Звездинская (Сестренская)
  • Красно-Знаменская
  • Красно-Коленская
  • Луначарская
  • Падовская
  • Пинеровская
  • Пугачёвская (Макаровская)
  • Репьёвская
  • Романовская
  • Самойловская
  • Турковская

В 1924 году началось сокращение разросшегося сельского административного аппарата, которое продлилось до 1926 года. По данным переписи 1926 года в Балашовском уезде числилось 17 волостей и 254 сельсовета.

Работа, проведённая по укрупнению волостей и сельсоветов, не решила однако всех задач экономического районирования. Результатом работы по изучению и разработке наиболее оптимальных вариантов административно-территориальных единиц было деление территории страны на области, округа и районы. Постановлениями ВЦИК от 23 июля 1928 года и Нижне-Волжского организационного комитета от 12 июля 1928 года устанавливались состав округов, районов и их центры по Нижне-Волжскому краю.

Руководство уезда

Балашов. Земская уездная управа

Уездные предводители дворянства

  • Воинов, Яков (1809—1812)
  • Струков, Степан Алексеевич (1828—1831) — избирался в течение 15 лет
  • Евсюков, Дмитрий Матвеевич (1839—1843) — коллежский регистратор
  • Евсюков, Ал. Матвеевич (1843—1845) — коллежский регистратор
  • Елагин, Григорий Романович (1848—1861) — статский советник
  • Голицын-Прозоровский, Александр Фёдорович (1861—1864) — князь, генерал-лейтенант
  • Коваленков, Александр Петрович (1864—1872) — губернский (коллежский) секретарь
  • Голицын, Лев Львович (1872—1881) — князь, прапорщик в отставке
  • Голицын-Прозоровский, Александр Александрович (1881—1886) — князь, камер-юнкер двора его императорского величества
  • Волконский, Пётр Михайлович (1886—1892) — князь
  • Львов, Николай Николаевич (1892—1897)
  • Орлов, Михаил Николаевич (1899—1902) — корнет запаса
  • Унковский, Семён Александрович (1903) — титулярный советник
  • Сумароков, Аркадий Владимирович (1906—1909) — надворный советник
  • Салов, Николай Александрович (1911) — титулярный советник
  • Сумароков, Аркадий Владимирович (1913—1915)
К. Б. Веселовский

Уездный предводитель дворянства являлся также председателем уездного земского собрания.

Председатели уездной земской управы

  • Бенешевич, Иван Альбертович (1871) — надворный советник
  • Коваленков, Николай Петрович (1879—1882) — поручик в отставке
  • Коваленков, Александр Петрович (1887—1894)
  • Салов, Александр Александрович (1897—1899)
  • Веселовский, Константин Борисович (1901—1911) — губернский секретарь
  • Салов, Николай Александрович (1913—1915)

Земские начальники

По положению о земских участковых начальниках, высочайше утвержденному 12 июня 1889 года, Балашовский уезд был разделён на 11 земских участков.

Институт земских начальников был упразднён Временным правительством в апреле 1917 года.

Судебные и правоохранительные органы

На 1880—1891 год Балашовский судебный мировой округ делился на 5 участков. Все волости, территории которых ныне входит в Ртищевский район, находилась в границах 2-го мирового судебного участка.

В 1878 году, в помощь становым приставам в России была учреждена должность полицейского урядника. К 1880 году Балашовский уезд был разделён на 14 полицейских участков. На территории нынешнего Ртищевского района располагались:

  • 2-й участок с центром в селе Сестренки (ныне Красная Звезда). Он включал в себя Сестренскую, Андреевскую, Баклушинскую и Скачихинскую волости.
  • 3-й участок с центром в селе Репьёвка. Включал в себя Репьёвскую, Зубриловскую, Северскую и Макаровскую волости.

К 1888 году уезд был разделён на три стана, которые в свою очередь делились на 17 полицейских участков. В первый входили с 1-го по 5-й участки, во второй — с 6-го по 11-й, в третий — с 12-го по 17-й. Урядником 2-го участка в это время был отставной фельдфебель Павел Иванович Нехаев. 3-й участок из Репьёвки перевели в Зубриловку, а 4-й — в Макарово, здесь место урядника было вакантно.

Население

В селениях новообразованной Балашовской окру́ги к 1782 году проживали 26 845 человек, из них:

  • ясачных и новокрещённых — 966;
  • экономических крестьян — 1313;
  • дворцовых крестьян — 535;
  • однодворцев — 1706;
  • владельческих крестьян — 19 066;
  • малороссиян — 3252.

По окладной ведомости 1796 года в Балашовском уезде было 169 населённых пунктов с населением 43 776 душ мужского пола (городское население не выделено).

В 1830 году в уезде проживало 128 187 человек. К 1857 году численность населения составила 184 385 человек (третье место среди уездов губернии), из них 95 872 душ мужского пола и 88 515 душ женского пола. Балашовский уезд занимал третье место по численности купеческого сословия — более 1700 человек (1857).

По статистическим данным на 1878 год в Балашовском уезде проживало 236 857 человек, из них:

  • дворян потомственных и личных — 347;
  • духовенства различных вероисповеданий — 1033;
  • почётных граждан потомственных и личных, купцов — 520;
  • мещан и цеховых — 1629;
  • крестьян всех наименований, колонистов и казаков — 224 816;
  • военных сословий (в том числе отставных, солдат, жён и детей) — 8443;
  • инородцев — 37;
  • иностранных подданных — 32.

По данным переписи 1897 года в уезде проживало 311 704 чел. В том числе русские — 86,5 %, украинцы — 13,2 %. В городе Балашов проживало 10 309 чел.

На 1 января 1926 года население уезда составило 487 794 человек, из них городское — 21 875 человек.

Численность населения по годам
1782 26,845 1857 184,385 1889 278,006 1926 487,794
1796 43,776 1863 196,318 1897 311,704
1830 128,187 1878 236,857 1912 369,051

Торговля

По сведениям за 1889 год, на территории Балашовского уезда, ныне занимаемой Ртищевским районом, ярмарки проводились в следующих населённых пунктах: с. Макарово — в день празднования Вознесения Господня и 8 июля, с. Сестренки (ныне Красная Звезда) — с 29 августа по 1 сентября.

К 1912 году еженедельные базары проводились в: с. Макарово — по четвергам, с. Репьёвка — по вторникам, с. Сестренки — по пятницам; ярмарки в: с. Макарово — на Вознесение, 8 июля и 22 октября, с. Сестренки — 15 августа.

Кустарные промыслы

К 1913 году основными кустарными промыслами Балашовского уезда были: вязание рыболовных сетей (особенно распространено в с. Большая Журавка Баклушинской волости), производство торбищ — сшитую из грубого толстого холста полость для упаковки зернового хлеба при отправки его гужом (с. Баклуши), гончарный промысел (Больше-Карайская и Разсказанская волости), кирпичный промысел (развит в основном в западной части уезда).

Почта и телеграф

Земская почтовая марка Балашовского уезда (1876)

Балашовская уездная земская почта открылась 15 апреля 1876 года. Корреспонденция отправлялась из Балашова в северную и южную части уезда раз в неделю, а с 1879 года — два раза в неделю. Для оплаты доставки частных писем в 1876 и 1880 годах были выпущены земские почтовые марки номиналом в 4 копейки. Они печатались в одной из частных типографий Саратова. На марках был изображён уездный герб. Они гасились чернилами (перечёркиванием). Были отменены в 1882 году.

К 1880 году в уезде работали почтовое отделение в Турках и почтовые станции в Красавке и Берёзовке (осуществлялся приём и выдача только простой и заказной корреспонденции; упразднена с 1 ноября 1894 года). К 1884 году почтовые станции (отделения) открылись в Аркадаке, Романовке, Самойловке и Макарово. К 1891 году Аркадакское и Турковское почтовые отделения были преобразованы в почтово-телеграфные отделения, а также открылось Падовское телеграфное отделение (позднее — почтово-телеграфное).

Образование

В 1888 году в уезде насчитывалось 76 земских школ, из них 72 имели собственное здание. Численность учащихся составляла на тот год 5720 человек, из них 5092 мужского пола и 628 — женского. Годовой расход земства на их содержание составил 24 582 рубля, сельской общины — 15 450 рублей, попечителей и частных лиц — 2600 рублей. Церковно-приходских школ в уезде насчитывалось 31, при этом лишь 2 имели собственные помещения. В них обучалось 830 человек — 707 мужского пола и 123 женского. Годовой расход на содержание школ составлял: церковного попечительства — 307 рублей, сельской общины и частных лиц — 446 рублей. Также в уезде работали 23 школы грамотности, в которых обучалось 541 человек. К 1891 году в Балашовском уезде функционировали 73 земские школы.

К 1907 году в уезде открылись три двухклассные церковно-приходские школы: Турковская мужская, Турковская женская и Самойловская смешанная (в 1912 году существовала также Падовская смешанная двухклассная церковно-приходская школа); четыре сельские двухклассные училища Министерства народного просвещения (МНП): Дурникинское, 2-е Ивановское, Макаровское (до 1912 года) и Терновское. К 1912 году число сельских училищ МНП возросло до 14. К уже существующим добавились: Андреевское, Бобылёвское, Еловатское, Зубриловское, Мало-Семёновское, Ново-Покровское, Романовские 1-е, 2-е, 3-е (упоминаются только в 1912 году) и Самойловское.

В это же время начала работу Турковская сельская ремесленная учебная мастерская, частное женское учебное заведение 2-го разряда Е. В. Серебренниковой в Турках и частное учебное заведение 2-го разряда А. И. Митякиной в Самойловке (упоминается только в 1912 году).

К 1914 году в уезде работали пять земских сельских двухклассных училища: Алмазово-Ярское, Больше-Меликское 2-е, Козловское, Падовское и Тростянское. К 1916 году открылись ещё три училища: Больше-Грязнухинское, Еременихинское и Свинухинское.

Также к 1916 году открылись следующие учебные заведения: Макаровское смешанное высшее начальное училище, Торговая школа в селе Романовка и Аркадакская второклассная церковно-приходская школа.

Врачебная часть

К 1880 году в Балашовском уезде земские больницы существовали в Турках и Зубриловке, приёмные покои — в Романовке и Самойловке.

К 1888 году уезд был разделён на 7 земских врачебных участков: Аркадакский, Ивановский 2-й, Романовский, Самойловский, Северский, Сестренский (с. Ключи) и Турковский. Также земские врачи были при имениях Нарышкина в Падах и Голицыных-Прозоровских в Зубриловке.

К 1912 году в уезде работали 12 земских больниц: Аркадакская, Данилкинская, Ивановская 1-я (после 1914 года не упоминается), Ключевская, Красавская, Мало-Ивановская (после 1914 года не упоминается), Падовская, Песчанская, Северская, Репьёвская, Романовская, Самойловская и Турковская. К 1916 году открылись Мало-Шатневская, Ново-Покровская, Перевесенская и Разсказанская земские больницы.

Религиозный состав

К 1857 году большинство населения Балашовского уезда составляли православные. Из старообрядцев в уезде проживали единоверцы, поморцы, молокане. К 1863 году в Балашовском уезде числилось 46 человек римско-католического вероисповедания и 7 человек лютеранского и реформаторского вероисповедания.

На 1878 год в уезде, помимо православных, составляющих подавляющее большинство — 235 316 человек, числились представители следующих вероисповеданий:

  • старообрядцы — 1494 человека
  • католики — 12 человек
  • лютеране — 30 человек
  • мусульмане — 5 человек

Территория Балашовского уезда делилась на семь благочинных округов. Большинство церквей в сёлах, ныне входящих в состав Ртищевского района, относились к седьмому благочинному округу. В конце 1870-х годов ввели также деление церквей на десятки. Балашовский уезд состоял из Аркадакского, Трёх-Островского, Песчанского, Больше-Меликского, Балашовского, Больше-Карайского, Репнинского, Романовского, Турковского, Макаровского и Зубриловского десятков.

Примечания

  1. Населённые пункты нынешнего Ртищевского района входили в состав 1-го стана.
  2. Курсивом выделены волости, которые полностью или частично вошли в состав Ртищевского района.
  3. Старые волости — это волости, образованные до 1918 года. Новые волости — волости, образованные в 1918 году

См. также

Литература

  • Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1883. — С. 218—227.
  • Балашов // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 °C. ISBN 5-256-00175-2. (См. Земские почтовые марки.)
  • Волостныя, станичныя, сельскія, гминныя правленія и управленія, а также полицейскіе станы всей Россіи съ обозначеніем мѣста ихъ нахожденія. — Кіевъ: Изд-во Т-ва Л. М. Фишъ, 1913.
  • Исследование кустарных промыслов Саратовской губернии. Выпуск V. Балашовский и Сердобский уезды. — Саратов: Экономическое отделение Саратовской земской губернской управы, 1913.
  • Купцова Ю. А. Справочник по административно-территориальному делению Саратовской губернии 1917—1928 гг. Балашовский уезд
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1858 год. — Саратов, 1858. — С. 24—26, 58, 63, 95—97, 120—121.
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1859 год. — Саратов, 1859. — С. 22—24.
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1860 год. — Саратов, 1860. — С. 29—31, 67.
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1864 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1864. — С. 47—52.
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1872 год. — Саратов: Издание Саратовского статистического комитета, 1872. — С. 152—162.
  • Памятная книжка Саратовской губернии (Саратовский календарь) на 1889 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1888. — С. 56.
  • Первая всеобщая перепись населения Российской империи. XXXVIII. Саратовская губерния / Под ред. Н. А. Тройницкого. — Санкт-Петербург: Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, 1904.
  • Самохвалова Н. Российский Златоуст // Газета недели в Саратове. — 6 декабря 2011 (Архивировано из первоисточника 31.08.2015).
  • Саратовские епархиальные ведомости. — 1880. — № 21. С. 101
  • Списки населённых пунктов Саратовской губернии. Балашовский уезд. — Саратов: Оценочно-статистическое отделение Саратовской губернской земской управы, 1913.
  • Территориальное и административное деление Союза ССР на 1 января 1926 года. — М.: Изд-во Главного управления коммунального хозяйства НКВД, 1926. — С. 86.

Ссылки