Шило-Голицыно

село
Шило-Голицыно
Вид на село со стороны г. Ртищево
Вид на село со стороны г. Ртищево
Шило-Голицынское муниципальное образование
Дата основания

после 1725

Прежние имена

Третьяки (1745—1808)
Голицыно (1800—1886)
Шиловка (1859)
Шилово-Голицыно (1872—1893)

Координаты
Население

1040 чел. (2010)

Почтовые индексы

412011[1]

ОКТМО

63641488101[1]

Rtishevo rayon.png

Dark Red 800000 pog.svg
Шило-Голицыно

Ши́ло-Голи́цыно — село в центральной части Ртищевского муниципального района Саратовской области, административный центр Шило-Голицынского муниципального образования.

Расположение

Карта-схема села Шило-Голицыно

Село Шило-Голицыно расположено в центральной части Ртищевского района по обоим берегам реки Изнаир, в 5 км к югу от города Ртищево[2].

В селе имеется шесть улиц: Горная, Заречная (бывшая деревня Шуклино), Луговая, Новая, Советская и Юбилейная, так же к селу относится жилая казарма, расположенная на остановочном пункте 106 км[1].

К середине 1880-х годов селение располагалось в четыре порядка вдоль реки Изнаир. Два порядка находились на самом берегу, а два отходили от реки в сторону. Длина села составляла 1 версту, ширина — до 300 саженей (с огородами)[3].

История

Деревня Голицыно (Третьяки тож) и сельцо Ильино (Шуклино тож) на карте генерального межевания Сердобского уезда (1780—1790)
Село Голицыно на части военно-топографической карты Российской Империи 1870 года, созданной под руководством Ф. Ф. Шуберта и П. А. Тучкова. Фиолетовым цветом выделена первая Никольская церковь.
Улица Луговая. Старая часть села
Бывшие магазины
Улица Советская (2011)
Общий вид на село с южной окраины

Основание селения. Помещики

Согласно ревизским сказкам второй ревизии, проходившей в 17441745 годах, деревня Третьяки (такое название село носило до начала XIX века) была образована после 1725 года[4][П 1].

Крепостные крестьяне в деревню были перевезены из следующих уездов:

  • Верхнеломовского (д. Шафтелей)
  • Епифановского (д. Суханова)
  • Каширского (с. Ростовцева)
  • Михайловского (д. Лешняги)
  • Ростовского (с. Яковлевское)
  • Шацкого (с. Высокая Поляна)[4]

Одними из первых владельцев деревни были бригадир князь Фёдор Иванович Голицын (1700—1759), по фамилии которого деревня получила второе название Голицыно, и капитан Иван Яковлевич Хотяинцев, который в свою очередь получил надел по наследству от Ос(ипа?) Григорьевича Фустова[4].

К концу XVIII века деревня Третьяки (Голицыно) перешла во владение к роду Шиловских. С 1800 года ей владел подпоручик Иван Данилович Шиловский, за ним числилось 24 двора[5] и 146 душ[П 2], а также 1319 десятин 142 сажени земли[6]. Позже деревня перешла во владение к его сыну — надворному советнику Степану Ивановичу Шиловскому (ум. до 1852 года)[7]. По фамилии новых владельцев к концу XIX века село начали именовать Шилово-Голицыно. Позднее название сократилось до Шило-Голицыно, став официальным[П 3]. В 1906 году Шиловские продали землю государству.

До реформы 1861 года крестьяне села Голицыно были на барщине. Она была довольно неопределённая по числу рабочих дней. Поступали на барщину с 10 лет. С 10 до 18 лет исполняли лёгкие работы, с 18 лет шли на тягло до 60 лет; 60-летних «до холодов» назначали в караул. Землёй владели по тяглам; на тягло отводилось по 2 десятины пахотной земли и по 1 десятине лугов. Земля переделялась через каждые 10 лет[3].

Голицынское крестьянское общество. 1861—1917 годы

С 1861 года крестьяне около 6 лет были временнообязанными, а затем по своему желанию перешли в категорию дарственных. Было образовано Голицынское крестьянское общество (б. Шиловского)[3].

Надельная земля крестьян Голицынского общества находилась в одной сплошной площади и тянулась на 2½ версты с запада на восток. От реки сначала шли огороды, потом селение[3].

Земледелие

Вся пахотная земля голицынских крестьян находилась в одном поле, в 30 саженях на запад от селения. В середине 1870-х годов землю переделили на 290 надельных ревизских душ. В 1882 году количество земельных душ увеличилось до 310, так как общество приняло по своему желанию 20 душ в разверстку. Умершие души оставались в семье[3].

Земля была порезана на столбы межами в 1 сажень шириной. При дележе земли крестьяне складывались в десятки, по 10 душ в каждом. Всего десятков было 31. На 10 душ приходилось 5 сороковых десятин, а на душу 0,7 казённых десятин[3].

Голицынскими крестьянами использовалась трёхпольная система земледелия, без удобрения (земля в унавоживании не нуждалась). Пахота была сошная, молотьба — цепная[3]. На 1911 год из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий в Голицынском обществе имелось 33 железных плуга, 1 сеялка, 3 жнейки, 7 молотилок и 12 веялок[8].

Посевные площади, находившиеся в собственности крестьян Голицынского общества, были заняты под рожью (её сеяли вдвое больше чем остальных зерновых культур), овсом, просом и подсолнечником. Гречиху, вследствие ряда неурожайных годов, сеяли в незначительном количестве. Хлеб по большей части продавали на станции Ртищево, значительно реже в Беково[3]. К 1911 году площадь крестьянского посева составляла 555 десятин (из них 142 на купленной и 328 на арендованной земле), при этом на 100 десятин посева под рожь приходилось 41,3 десятины, под овёс 25,8, под просо — 15,5, под пшеницу — 6,1 и под подсолнечник — 4,0 десятины[8].

Общественных запашек у голицынских крестьян никогда не было. Хлеб засыпали с душ. Хлебный магазин, построенный в 200 саженях от ближайшей избы, был деревянный, крытый соломой; внутри разделён на три отделения[3].

Скотоводство

После выхода на волю крестьяне сначала использовали под выгон всю землю, а для посевов обходились арендной землей, благодаря её невысокой стоимости. После повышения арендных цен, крестьяне распахали всю свою землю, не оставив выгона совсем, а корма стали снимать. Позднее они отделили под выгон около 30 десятин огородной земли к северу от селения. Поля, после снятия хлебов, также служили выгоном для скота. На своем выгоне и на своей земле ограничений в праве выпаса скота не было. Зимой скот кормили озимой и яровой соломой и в незначительном количестве сеном, которое давалось почти исключительно лошадям. Летом рабочий скот дома также кормили соломой, с присыпкой муки. Весной и «в междупарье» для скота корма снимали за деньги и за отработки[3].

На 1886 год в собственности крестьян Голицынского общества имелась 231 голова рабочего скота (лошадей и быков) и 114 голов молочного скота (коров)[3]. По состоянию на 1911 год количество голов скота было следующим:

  • рабочего скота (лошадей и быков) — 140;
  • молочного скота (коров) — 110;
  • гулевого скота (жеребят, телят, бугаёв) — 40;
  • мелкого скота (овец и свиней) — 439.

Таким образом, на одно хозяйство приходилось 1,2 головы рабочего скота и 0,9 головы молочного скота[8].

Сенокос снимали у местных купцов и помещиков — степной по 45—50 рублей за сотенник (100 × 100 саженей), луга — по 60 рублей за сотенник. Со степного сенокоса снимали по 20 возов сена, с лугов — до 40 возов по 25 пудов[3].

Лесные угодья

Своего леса крестьяне Голицынского общества не имели. К середине 1880-х годов они вырубили около 10 десятин ветлянника и за ними числилось только около 5 десятин мелкого кустарника. Дровяной лес не покупали; строевой лес покупали в селе Беково, у купца Устинова[3].

Усадьбы и приусадебное хозяйство

Усадебная земля была поделена когда крестьяне переселялись с барской земли на свою. Согласно статистическим сведениям к середине 1880-х годов размеры отдельных угодий крестьян Голицынского общества были следующими: под дворами по 9 × 25 саженей; капустники, находившиеся по берегу реки, были поделены подушно по 3 × 15 саженей, конопляники, располагавшиеся позади дворов — по 3 × 80 саженей на душу, гумна — по 3 × 15 саженей на душу. Вновь строящимся хозяевами отводилось место с краю села, на выгоне[3].

К 1886 году в селе насчитывалось 146 деревянных изб, крытых соломой или камышом[9]. Дома топили дровами и кизяками[3]. Воду брали из реки Изнаир, вода в которой была хорошей, однако летом загрязнялась стоком со дворов. К 1914 году в селе было 132 колодца, глубиной от 3½ до 15 аршин, из них: 27 уличных, 5 дворовых и 100 огородных. В 25 колодцах вода была хорошая[10].

Промыслы и торговля

К середине 1880-х годов различными местными промыслами в селе занимались 54 человека, отхожими — 27 человек. В селе имелись 1 сапожник, 1 столяр, 1 писарь, 1 плотник, 1 кровельщик, 2 кузнеца, 1 калачник, 1 бондарь, 1 канатчик, 1 сторож при пожарном обозе. Из отхожих промышленников в селении имелись 2 ямщика, 1 железнодорожный работник, 3 в работниках, 9 плотников, 4 пастуха, 1 объездчик и т. д[3].

Из предприятий торговли в селе имелись молочная, винная и железная лавки, также в селе проходили базары[11][3].

Мирские доходы, расходы и повинности

Доход Голицынское общество получало за содержание молочной лавки — 40 рублей, винной лавки — 100 рублей, железной лавки — 30 рублей и с оптового винного склада — 85 рублей. Доходы шли преимущественно на уплату волостных сборов, а так же на мирские расходы, отчасти были употреблены на постройку церкви[3].

Раскладка податей и повинностей производилась на 295 единиц. Солдатам, по возвращении со службы, давался один льготный год. На середину 1880-х годов мирские расходы крестьян Голицынского общества распределялись следующим образом:

  • старосте — 50 рублей
  • сборщику податей — 40 рублей
  • писарю — 40 рублей
  • смотрителю магазина — 12 рублей
  • пожарному караульщику — 90 рублей
  • зимнему караульщику — 10 рублей
  • на канцелярские расходы — 18 рублей
  • на содержание общественного быка — 12 рублей
  • на содержание рекрутов — 10 рублей
  • на сдачу казённых податей — 6 рублей
  • в награду за службу полицейскому десятнику — 6 рублей
  • на общественные молебны — 10 рублей[3]

Кроме того, общество расходовало на содержание пожарного обоза 100 рублей, на непредвиденные расходы 15 рублей. Трём коровьим (с телятами и жеребятами) пастухам общество платило 130 рублей, двум овечьим пастухам — 80 рублей, телячьему пастуху — 40 рублей и пастуху свиней — 50 рублей[3].

После 1917 года

Бывший сельский клуб (ранее волостное управление)
Шило-Голицынская школа
Дома по улице Юбилейной

В начале 1921 года в Шило-Голицыно прибыл продотряд № 297 в составе 15 человек — рабочих Хорловской фабрики «Молот и Серп» (ЗАО «Техноткань»; предприятие прекратило существование в 2009 году) Воскресенского района Московской области. Совместно с местной большевистской ячейкой и активистами исполкома волсовета они занимались продразвёрсткой. В частности, несколько десятков пудов ржи и пшеницы было изъято и отправлено на станцию Ртищево у кулака М. К. Бычкова[12]. 2 февраля 1921 года в 14 часов[13] село было занято отрядом антоновцев в составе 300 конных под командованием Григория Наумовича Плужникова. В селе в это время находилось 11 членов продотряда № 297. Остальные вместе с командиром У. Ф. Никениным и комиссаром И. В. Бурыкиным была в районе Салтыковки[14]. Продотрядовцев, а также трёх местных большевиков — волостного военного комиссара[П 4] Ивана Кондратьевича Сорокина, красноармейца Илью Мысина[12] и жителя деревни Дубасово Поликарпова арестовали и казнили[13] возле здания волисполкома[15].

В конце 1920-х годов крестьяне села объединились в товарищества по коллективной обработке земли: «Лопата» — в конце села, расположенном в сторону Саратова, старшим в товариществе был Фёдор Павлович Бардеев и «Голицыно» — старший Яков Кузьмич Погодин. В июле 1929 года в селе была организована сельхозартель «Первомайская» (позднее колхоз имени 1-го Мая), который просуществовал до начала 1970-х годов. Первым председателем правления артели был избран Василий Владимирович Перепонов. На момент создания в общем пользовании сельхозартели находилось: лошадей — 201 голова, плугов — 53 штуки, борон железных — 130, борон деревянных — 21, сох — 7, сеялок — 29, жнеек — 12. В тоже время в селе была создана партячейка и комитет бедноты, в составе которого было 20 человек. В селе также существовала комсомольская ячейка, в составе 9 человек, возглавлял её секретарь Василий Медведев.

В начале 1930-х годов в Шило-Голицыно работали вечерние курсы трактористов.

К концу 1930 года в село провели радио и телефон. Днём линию использовали для телефонной связи, вечером для радио.

В 1939 году в селе Шило-Голицыно открылась библиотека. Её организатором был Николай Иванович Ларин[16].

В июле 1939 года на заседании Президиума Ртищевского райисполкома было принято решение о сселении 7 хозяйств, составлявших хутор Сухановский, в село Шило-Голицыно. Хутор располагался в 2,7 км от села[А 1], к 1938 году на хуторе проживало 46 человек[А 2]. Переселение началось в ноябре 1939 года. Правление колхоза имени 1-го Мая выделило лошадей для перевозки имущества, для бывших хуторян в селе были приготовлены квартиры. Ртищевский райисполком выделил переселенцам денежную ссуду на строительство[17].

В середине 1960-х годов в селе был образован откормсовхоз «Берёзовский», получивший в конце 1960-х годов название «Шуклинский». Совхоз проработал до конца 1990-х годов.

В начале 1970-х годов в село Шило-Голицыно включили деревню Шуклино, располагавшуюся за рекой Изнаир. В 1972 году на улице Заречной было построено несколько многоквартирных домов барачного типа для небольшого коллектива нефтеразведчиков, которые с конца 1969 года работали в районе Салтыковки. В селе планировалось также строительство «городка нефтеразведчиков» общей жилой площадью более 1000 м², в котором должны были разместится автогараж, механическая мастерская и баня[18]. Однако в середине 1970-х годов работы нефтеразведчиков в Ртищевском районе были свёрнуты.

С 1976 по 1979 год в селе были построены четыре 2-хэтажных многоквартирных дома по улице Юбилейной[19].

31 декабря 2009 года в селе Шило-Голицыно состоялось открытие социально-культурного центра.

История административного подчинения

Административное подчинение селения неоднократно изменялось. Первоначально деревня Третьяки входила в состав Завального Хопёрского стана Нижнеломовского уезда Тамбовской провинции Воронежской губернии[4].

После выхода императорского указа 11 января 1780 года «О учреждении Саратовского наместничества», деревня оказалась в составе новообразованной Сердобской окру́ги (уезда) В 18591860 годах село Голицыно входило в 1-й стан Сердобского уезда[11].

19 февраля 1861 года «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в уездах было учреждено волостное управление. С этого времени и вплоть до 12 ноября 1923 года село Голицыно являлось волостным центром Голицынской волости[20].

После Октябрьской революции 1917 года в селе Шило-Голицыно был организован Голицынский сельсовет (позднее Шило-Голицынский)[20]. В июле 1928 года село вошло в состав Ртищевского района.

В 1997 году село стало административным центром Шило-Голицынского округа. В результате Муниципальной реформы 2006 года, село Шило-Голицыно стало административным центром в Шило-Голицынского муниципального образования[21].

Население

К 1794 году в деревне Третьяки (Голицыно) насчитывалось 24 двора[5]. К 1857 году (10-я ревизия) численность домохозяйств села Голицыно увеличилась до 77[9], а к 1859 году сократилось до 76 дворов[11]. По переписи 1886 года возросло до 139[3]. К 1911 году общее количество дворов сократилось до 138, причём 18 дворов располагались на земле Голицынского общества, но не входили в него[8]. К 1914 году число дворов в селе увеличилось до 187[10].

Численность населения по годам[П 5]
1745 79[4] 1859 632[11] 1914 939[10] 1977 590 2010 1040[22]
1794 116[5] 1886 863[3] 1938 550[А 2] 2000 1282[23]
1857 627[9] 1911 969[8] 1969 354 2007 1131

Социальная сфера

Социально-культурный комплекс села Шило-Голицыно
Бывший ФАП

В селе Шило-Голицыно имеются:

Образование

К середине 1880-х годов в селе уже работала земская школа[3].

В советское время в селе работала начальная школа. Учащиеся 5—10 классов с 1946 года были закреплены за средней школой № 1 города Ртищево[А 3]. С 1 сентября 1961 года Шило-Голицынская начальная школа была реорганизована в восьмилетнюю[А 4]. Здание Шило-Голицынской восьмилетней школы было сдано в эксплуатацию в 1965 году. В том же году школа стала средней[24].

В настоящее время в селе работает муниципальное образовательное учреждение «Шило-Голицынская средняя общеобразовательная школа» и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 „Колосок“».

Церковный приход

Никольская церковь (начало 20 века)
Основная статья: Никольская церковь (Шило-Голицыно).

Приход был в самом селе. Дата постройки первой церкви в селе Голицыно неизвестна. Однако на 1841 год при ней уже числился священник. В конце 1880-х годов церковь сгорела.

В 1888 году в селе была построена вторая церковь. Она была каменная с такой же колокольней. Освящена во имя святителя Николая Чудотворца[25].

Решением Президиума Нижне-Волжского края от 8 марта 1930 года церковь в селе Шило-Голицыно была закрыта[Е 1]. В середине 1930-х годов её здание разрушено.

Здравоохранение

Лечебницу в селе Шило-Голицыно Сердобское уездное земство открыло в 1898 году. Она проработала до 1904 года[26].

В настоящее время в селе имеется фельдшерско-акушерский пункт. Шило-Голицынский ФАП расположен по адресу: улица Советская, 38. График работы: понедельник — суббота с 8.00 до 14.00, выходной — воскресенье[27].

Люди, связанные с селом

В селе Шило-Голицыно родился советский государственный и политический деятель, дипломат Георгий Николаевич Зарубин (19001958)[28].

Достопримечательности и памятники

Шило-Голицыно Обелиск.jpg Шило-Голицыно. Стена памяти.jpg Поклонный крест Ш-Голицыно.jpg
Обелиск на братской могиле в с. Шило-Голицыно Стена Памяти Поклонный крест в память о разрушенной церкви

В селе существуют следующие памятники:

  • Обелиск на братской могиле, погибших во время налёта антоновцев на село в феврале 1921 года 11 продотрядовцев и трёх местных коммунистов. Расположен около здания бывшего Шило-Голицынского сельского клуба (ранее — волисполком). В братской могиле похоронены продотрядовцы: А. Н. Баранов, И. И. Бушигин, П. П. Глазков, И. К. Зверев, М. К. Казаков, А. Е. Конухов, А. Т. Кузнецов, П. Г. Потапов, П. В. Семёнов, В. И. Сливочкин, В. Н. Филин; коммунисты: И. К. Сорокин и Поликарпов. Похороны производились 6 февраля 1921 года отрядом ЧОНа. Красноармеец Илья Мысин был похоронен на сельском кладбище. Позднее около братской могилы были похоронены: один из первых коммунистов села Егор Степанович Аверкин и учитель Степан Степанович Сластёнов (внезапная смерть в 1944 году).
  • Стена Памяти с 4 мемориальными досками, на которых написаны 72 фамилии жителей села, погибших в годы Великой Отечественной войны.
  • Поклонный крест в память о разрушенной в 1930-е годы Никольской церкви. Установлен 12 сентября 2006 года близ того места, где находилась церковь. Крест ограждён, на нём имеется табличка с надписью: «Сей Поклонный крест установлен на месте разрушенного храма святителя Николая Чудотворца»[29].

Интересные факты

Почтовый штемпель 1943 года с названием села Шило-Галицыно
Дорожный указатель с ошибкой в названии села

В 1930-х — 1940-х годах название села писалось через букву «а» — Шило-Галицыно, оно было указано, в том числе, и на почтовых штемпелях.

В 2014 году на въездах в село были установлены дорожные указатели с ошибкой в названии села — «Шило-Голицино».

Примечания

  1. Существует легенда, что село Шило-Голицыно до начала 20 века располагалось на месте бывшей фабрики «Гигровата», а на берегу реки Изнаир люди поселились только после пожара. Однако, судя по карте генерального межевания Сердобского уезда 1780—1790 годов, село изначально располагалось там, где и сейчас.
  2. В Ведомости Саратовской губернии (1794—1808 гг.) опечатка — 116
  3. Название Шило-Голицыно употребляется, в частности, в 1914 году в брошюре «Водоснабженіе въ Саратовской губерніи…».
  4. У А. В. Куванова — председатель волисполкома.
  5. Данные второй (1744—1745) и пятой (1794—1808) ревизий содержат только количество душ мужского пола.
  6. Это подразделение планировалось закрыть до конца 2013 года

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 Система «Налоговая справка». Справочник почтовых индексов / кодов ОКАТО /налоговых инспекций ФНС / адресов
  2. Саратовская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1970 года. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1970. — С. 93
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 Сборник статистических сведений по Саратовской губернии.] Том IX. Сердобский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1892 (Голицыно село, Голицынская волость, крестьяне дарствен., великороссы, православные, б. г. С. Шиловского. Часть 1; Часть 2; Часть 3)
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск I. — Саратов: Типография губернского земства, 1890. — С. 4
  5. 5,0 5,1 5,2 Ведомость, сочинённая по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда, с показанием в каждом селении числа дворов и по пятой ревизии мужеска пола душ, принадлежащего того уезда к карте собственнаго Его императорскаго величества депо (1794—1808 гг.) / под. ред. М. С. Полубоярова, 2011. — Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. ВУА, д. 19014, лл. 33-48
  6. Планы дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии, часть 1, 1767—1911. — рукопись
  7. Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. — Т. 2. — Спб.: Издание А. С. Суворина, 1887. — С. 715—723
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Списки населенныхъ мѣстъ Саратовской губерніи. Сердобскій уѣзд. — Саратовъ: Изд-во Оцѣночно-статистическаго отдѣленія Саратовской губернской земской управы, 1912. — С. 10—11
  9. 9,0 9,1 9,2 Стрелюхина М. В. От рассвета до заката: история умирающей деревни / Научная работа VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» — 2015. — Ртищево, 2015. — Приложение 5. — С. 38
  10. 10,0 10,1 10,2 Водоснабженіе въ Саратовской губерніи въ санитарномъ отношеніи. Выпускъ восьмой. Сердобскій уѣздъ / сост. сан. врачъ А. М. Ильинъ. — Саратовъ: Изданіе Саратовской губернской земской управы, 1914. — С. 37
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Саратовская губернія. Списокъ населенныхъ мѣстъ по свѣдѣніямъ 1859 года. — Спб: Изд-во ЦСК МВД, 1862. — С. 89
  12. 12,0 12,1 Постоялец В. Коммунисты умирают стоя… // Сельская новь. — 21 апреля 1963
  13. 13,0 13,1 Воспоминания члена продотряда № 297 Ивана Васильевича Исаева
  14. Куванов А. Ртищевцы сражались насмерть за родную Советскую власть: Бандитские погромы // Путь Ленина. — 22 октября 1977
  15. Кротков П. Гибель продотряда // Путь Ленина. — 3 апреля 1971
  16. Сельские филиалы на официальном сайте МУК «Ртищевская межпоселенческая центральная библиотека» (Архивировано из первоисточника 2.09.2015).
  17. Лисин С. С хутора — в село // Путь Ленина. — 16 ноября 1939. — С. 3
  18. Савельев В. Слово о разведчиках недр // Путь Ленина. — 2 февраля 1971
  19. Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  20. 20,0 20,1 Алфавитный список населённых пунктов Сердобского уезда на 20 июля 1927 года / Купцова Ю. А. История административно-территориального деления Саратовской губернии 1917—1928 годы. Справочник. Сердобский уезд // ОГУ ГАСО
  21. Закон Саратовской области № 117-ЗСО от 29.12.2004 г. «О муниципальных образованиях, входящих в состав Ртищевского муниципального района»
  22. Численность и размещение населения Саратовской области. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. — Саратов: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, 2012. — С. 83
  23. Постановление Саратовской областной Думы от 18 апреля 2001 г. № 53-2378 «Об утверждении реестра административно-территориального деления Саратовской области»
  24. Официальный сайт (старый) Шило-Голицынской школы (Архивировано из первоисточника 27.01.2016).
  25. Справочная книга Саратовской Епархии. — Саратов: Типография Союза печатного дела, 1912. — С. 368—369
  26. Никишов С. История здравоохранения Ртищевского района // Путь Ленина. — 20 июня 1970
  27. Сведения об организации // Официальный сайт ГУЗ СО «Ртищевская РБ» (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  28. Залесский К. А. Кто есть кто в истории СССР. 1924—1953 / Зарубин Георгий Николаевич. — М.: Вече, 2009. — 752 с. — (Кто есть кто)
  29. Власова О. В Шило-Голицыне установлен поклонный крест // Перекрёсток России. — 19 сентября 2006
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
  1. Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 13. Протокол № 31 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 21.07.39. — С. 19
  2. 2,0 2,1 Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 10 План районирования по проведению переписи населения в сельских местностях Ртищевского района (Приложение к протоколу № 36 заседания Президиума РИКа от 16 августа 1938 года). — С. 82—86
  3. Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 42. Протокол № 12 заседания Исполнительного комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 12 апреля 1946 года. — С. 93об.—94
  4. Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 184. Приложение № 2 Мероприятия по созданию учебно-материальной базы школ г. Ртищево и района в связи с выполнением Закона о школе к Протоколу № 4 заседания исполнительного комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 2—20 февраля 1961 года. — С. 65—66
  • Архив Екатериновского райисполкома:
  1. Ф. 1, Оп. 1, Ед. хр. 14. Протокол № 76 заседания президиума Нижне-Волжского края от 8 марта 1930