Шило-Голицыно

село
Шило-Голицыно
Вид на село со стороны г. Ртищево
Вид на село со стороны г. Ртищево
Шило-Голицынское муниципальное образование
Дата основания

после 1725

Прежние имена

Третьяки (1745—1808)
Голицыно (1800—1886)
Шиловка (1859)
Шилово-Голицыно (1872—1893)

Координаты
Население

1040 чел. (2010)

Почтовые индексы

412011[1]

ОКТМО

63641488101[1]

Rtishevo rayon.png

Dark Red 800000 pog.svg
Шило-Голицыно

Ши́ло-Голи́цыно — село в центральной части Ртищевского муниципального района Саратовской области, административный центр Шило-Голицынского муниципального образования.

Расположение

Карта-схема села Шило-Голицыно

Село Шило-Голицыно расположено в центральной части Ртищевского района по обоим берегам реки Изнаир, в 5 км к югу от города Ртищево[2].

В селе имеется шесть улиц: Горная, Заречная (бывшая деревня Шуклино), Луговая, Новая, Советская и Юбилейная, так же к селу относится жилая казарма, расположенная на остановочном пункте 106 км[1].

К середине 1880-х годов селение располагалось в четыре порядка вдоль реки Изнаир. Два порядка находились на самом берегу, а два отходили от реки в сторону. Длина села составляла 1 версту, ширина — до 300 саженей (с огородами)[3].

История

Деревня Голицыно (Третьяки тож) и сельцо Ильино (Шуклино тож) на карте генерального межевания Сердобского уезда (1780—1790)
Село Голицыно на части военно-топографической карты Российской Империи 1870 года, созданной под руководством Ф. Ф. Шуберта и П. А. Тучкова. Фиолетовым цветом выделена первая Никольская церковь.
Улица Луговая. Старая часть села
Бывшие магазины
Улица Советская (2011)
Общий вид на село с южной окраины

Основание селения. Помещики

Согласно ревизским сказкам второй ревизии, проходившей в 17441745 годах, деревня Третьяки (такое название село носило до начала XIX века) была образована после 1725 года[4][П 1].

Крепостные крестьяне в деревню были перевезены из следующих уездов:

  • Верхнеломовского (д. Шафтелей)
  • Епифановского (д. Суханова)
  • Каширского (с. Ростовцева)
  • Михайловского (д. Лешняги)
  • Ростовского (с. Яковлевское)
  • Шацкого (с. Высокая Поляна)[4]

Одними из первых владельцев деревни были бригадир князь Фёдор Иванович Голицын (1700—1759), по фамилии которого деревня получила второе название Голицыно, и капитан Иван Яковлевич Хотяинцев, который в свою очередь получил надел по наследству от Ос(ипа?) Григорьевича Фустова[4].

К концу XVIII века деревня Третьяки (Голицыно) перешла во владение к роду Шиловских. С 1800 года ей владел подпоручик Иван Данилович Шиловский, за ним числилось 24 двора[5] и 146 душ[П 2], а также 1319 десятин 142 сажени земли[6]. Позже деревня перешла во владение к его сыну — надворному советнику Степану Ивановичу Шиловскому (ум. до 1852 года)[7]. По фамилии новых владельцев к концу XIX века село начали именовать Шилово-Голицыно. Позднее название сократилось до Шило-Голицыно, став официальным[П 3]. В 1906 году Шиловские продали землю государству.

До реформы 1861 года крестьяне села Голицыно были на барщине. Она была довольно неопределённая по числу рабочих дней. Поступали на барщину с 10 лет. С 10 до 18 лет исполняли лёгкие работы, с 18 лет шли на тягло до 60 лет; 60-летних «до холодов» назначали в караул. Землёй владели по тяглам; на тягло отводилось по 2 десятины пахотной земли и по 1 десятине лугов. Земля переделялась через каждые 10 лет[3].

Голицынское крестьянское общество. 1861—1917 годы

С 1861 года крестьяне около 6 лет были временнообязанными, а затем по своему желанию перешли в категорию дарственных. Было образовано Голицынское крестьянское общество (б. Шиловского)[3].

Надельная земля крестьян Голицынского общества находилась в одной сплошной площади и тянулась на 2½ версты с запада на восток. От реки сначала шли огороды, потом селение[3].

Земледелие

Вся пахотная земля голицынских крестьян находилась в одном поле, в 30 саженях на запад от селения. В середине 1870-х годов землю переделили на 290 надельных ревизских душ. В 1882 году количество земельных душ увеличилось до 310, так как общество приняло по своему желанию 20 душ в разверстку. Умершие души оставались в семье[3].

Земля была порезана на столбы межами в 1 сажень шириной. При дележе земли крестьяне складывались в десятки, по 10 душ в каждом. Всего десятков было 31. На 10 душ приходилось 5 сороковых десятин, а на душу 0,7 казённых десятин[3].

Голицынскими крестьянами использовалась трёхпольная система земледелия, без удобрения (земля в унавоживании не нуждалась). Пахота была сошная, молотьба — цепная[3]. На 1911 год из усовершенствованных сельскохозяйственных орудий в Голицынском обществе имелось 33 железных плуга, 1 сеялка, 3 жнейки, 7 молотилок и 12 веялок[8].

Посевные площади, находившиеся в собственности крестьян Голицынского общества, были заняты под рожью (её сеяли вдвое больше чем остальных зерновых культур), овсом, просом и подсолнечником. Гречиху, вследствие ряда неурожайных годов, сеяли в незначительном количестве. Хлеб по большей части продавали на станции Ртищево, значительно реже в Беково[3]. К 1911 году площадь крестьянского посева составляла 555 десятин (из них 142 на купленной и 328 на арендованной земле), при этом на 100 десятин посева под рожь приходилось 41,3 десятины, под овёс 25,8, под просо — 15,5, под пшеницу — 6,1 и под подсолнечник — 4,0 десятины[8].

Общественных запашек у голицынских крестьян никогда не было. Хлеб засыпали с душ. Хлебный магазин, построенный в 200 саженях от ближайшей избы, был деревянный, крытый соломой; внутри разделён на три отделения[3].

Скотоводство

После выхода на волю крестьяне сначала использовали под выгон всю землю, а для посевов обходились арендной землей, благодаря её невысокой стоимости. После повышения арендных цен, крестьяне распахали всю свою землю, не оставив выгона совсем, а корма стали снимать. Позднее они отделили под выгон около 30 десятин огородной земли к северу от селения. Поля, после снятия хлебов, также служили выгоном для скота. На своем выгоне и на своей земле ограничений в праве выпаса скота не было. Зимой скот кормили озимой и яровой соломой и в незначительном количестве сеном, которое давалось почти исключительно лошадям. Летом рабочий скот дома также кормили соломой, с присыпкой муки. Весной и «в междупарье» для скота корма снимали за деньги и за отработки[3].

На 1886 год в собственности крестьян Голицынского общества имелась 231 голова рабочего скота (лошадей и быков) и 114 голов молочного скота (коров)[3]. По состоянию на 1911 год количество голов скота было следующим:

  • рабочего скота (лошадей и быков) — 140;
  • молочного скота (коров) — 110;
  • гулевого скота (жеребят, телят, бугаёв) — 40;
  • мелкого скота (овец и свиней) — 439.

Таким образом, на одно хозяйство приходилось 1,2 головы рабочего скота и 0,9 головы молочного скота[8].

Сенокос снимали у местных купцов и помещиков — степной по 45—50 рублей за сотенник (100 × 100 саженей), луга — по 60 рублей за сотенник. Со степного сенокоса снимали по 20 возов сена, с лугов — до 40 возов по 25 пудов[3].

Лесные угодья

Своего леса крестьяне Голицынского общества не имели. К середине 1880-х годов они вырубили около 10 десятин ветлянника и за ними числилось только около 5 десятин мелкого кустарника. Дровяной лес не покупали; строевой лес покупали в селе Беково, у купца Устинова[3].

Усадьбы и приусадебное хозяйство

Усадебная земля была поделена когда крестьяне переселялись с барской земли на свою. Согласно статистическим сведениям к середине 1880-х годов размеры отдельных угодий крестьян Голицынского общества были следующими: под дворами по 9 × 25 саженей; капустники, находившиеся по берегу реки, были поделены подушно по 3 × 15 саженей, конопляники, располагавшиеся позади дворов — по 3 × 80 саженей на душу, гумна — по 3 × 15 саженей на душу. Вновь строящимся хозяевами отводилось место с краю села, на выгоне[3].

К 1886 году в селе насчитывалось 146 деревянных изб, крытых соломой или камышом[9]. Дома топили дровами и кизяками[3]. Воду брали из реки Изнаир, вода в которой была хорошей, однако летом загрязнялась стоком со дворов. К 1914 году в селе было 132 колодца, глубиной от 3½ до 15 аршин, из них: 27 уличных, 5 дворовых и 100 огородных. В 25 колодцах вода была хорошая[10].

Промыслы и торговля

К середине 1880-х годов различными местными промыслами в селе занимались 54 человека, отхожими — 27 человек. В селе имелись 1 сапожник, 1 столяр, 1 писарь, 1 плотник, 1 кровельщик, 2 кузнеца, 1 калачник, 1 бондарь, 1 канатчик, 1 сторож при пожарном обозе. Из отхожих промышленников в селении имелись 2 ямщика, 1 железнодорожный работник, 3 в работниках, 9 плотников, 4 пастуха, 1 объездчик и т. д[3].

Из предприятий торговли в селе имелись молочная, винная и железная лавки, также в селе проходили базары[11][3].

Мирские доходы, расходы и повинности

Доход Голицынское общество получало за содержание молочной лавки — 40 рублей, винной лавки — 100 рублей, железной лавки — 30 рублей и с оптового винного склада — 85 рублей. Доходы шли преимущественно на уплату волостных сборов, а так же на мирские расходы, отчасти были употреблены на постройку церкви[3].

Раскладка податей и повинностей производилась на 295 единиц. Солдатам, по возвращении со службы, давался один льготный год. На середину 1880-х годов мирские расходы крестьян Голицынского общества распределялись следующим образом:

  • старосте — 50 рублей
  • сборщику податей — 40 рублей
  • писарю — 40 рублей
  • смотрителю магазина — 12 рублей
  • пожарному караульщику — 90 рублей
  • зимнему караульщику — 10 рублей
  • на канцелярские расходы — 18 рублей
  • на содержание общественного быка — 12 рублей
  • на содержание рекрутов — 10 рублей
  • на сдачу казённых податей — 6 рублей
  • в награду за службу полицейскому десятнику — 6 рублей
  • на общественные молебны — 10 рублей[3]

Кроме того, общество расходовало на содержание пожарного обоза 100 рублей, на непредвиденные расходы 15 рублей. Трём коровьим (с телятами и жеребятами) пастухам общество платило 130 рублей, двум овечьим пастухам — 80 рублей, телячьему пастуху — 40 рублей и пастуху свиней — 50 рублей[3].

После 1917 года

Бывший сельский клуб (ранее волостное управление)
Шило-Голицынская школа
Дома по улице Юбилейной

В начале 1921 года в Шило-Голицыно прибыл продотряд № 297 в составе 15 человек — рабочих Хорловской фабрики «Молот и Серп» (ЗАО «Техноткань»; предприятие прекратило существование в 2009 году) Воскресенского района Московской области. Совместно с местной большевистской ячейкой и активистами исполкома волсовета они занимались продразвёрсткой. В частности, несколько десятков пудов ржи и пшеницы было изъято и отправлено на станцию Ртищево у кулака М. К. Бычкова[12]. 2 февраля 1921 года в 14 часов[13] село было занято отрядом антоновцев в составе 300 конных под командованием Григория Наумовича Плужникова. В селе в это время находилось 11 членов продотряда № 297. Остальные вместе с командиром У. Ф. Никениным и комиссаром И. В. Бурыкиным была в районе Салтыковки[14]. Продотрядовцев, а также трёх местных большевиков — волостного военного комиссара[П 4] Ивана Кондратьевича Сорокина, красноармейца Илью Мысина[12] и жителя деревни Дубасово Поликарпова арестовали и казнили[13] возле здания волисполкома[15].

В конце 1920-х годов крестьяне села объединились в товарищества по коллективной обработке земли: «Лопата» — в конце села, расположенном в сторону Саратова, старшим в товариществе был Фёдор Павлович Бардеев и «Голицыно» — старший Яков Кузьмич Погодин. В июле 1929 года в селе была организована сельхозартель «Первомайская» (позднее колхоз имени 1-го Мая), который просуществовал до начала 1970-х годов. Первым председателем правления артели был избран Василий Владимирович Перепонов. На момент создания в общем пользовании сельхозартели находилось: лошадей — 201 голова, плугов — 53 штуки, борон железных — 130, борон деревянных — 21, сох — 7, сеялок — 29, жнеек — 12. В тоже время в селе была создана партячейка и комитет бедноты, в составе которого было 20 человек. В селе также существовала комсомольская ячейка, в составе 9 человек, возглавлял её секретарь Василий Медведев.

В начале 1930-х годов в Шило-Голицыно работали вечерние курсы трактористов.

К концу 1930 года в село провели радио и телефон. Днём линию использовали для телефонной связи, вечером для радио.

В 1939 году в селе Шило-Голицыно открылась библиотека. Её организатором был Николай Иванович Ларин[16].

В июле 1939 года на заседании Президиума Ртищевского райисполкома было принято решение о сселении 7 хозяйств, составлявших хутор Сухановский, в село Шило-Голицыно. Хутор располагался в 2,7 км от села[А 1], к 1938 году на хуторе проживало 46 человек[А 2]. Переселение началось в ноябре 1939 года. Правление колхоза имени 1-го Мая выделило лошадей для перевозки имущества, для бывших хуторян в селе были приготовлены квартиры. Ртищевский райисполком выделил переселенцам денежную ссуду на строительство[17].

В середине 1960-х годов в селе был образован откормсовхоз «Берёзовский», получивший в конце 1960-х годов название «Шуклинский». Совхоз проработал до конца 1990-х годов.

В начале 1970-х годов в село Шило-Голицыно включили деревню Шуклино, располагавшуюся за рекой Изнаир. В 1972 году на улице Заречной было построено несколько многоквартирных домов барачного типа для небольшого коллектива нефтеразведчиков, которые с конца 1969 года работали в районе Салтыковки. В селе планировалось также строительство «городка нефтеразведчиков» общей жилой площадью более 1000 м², в котором должны были разместится автогараж, механическая мастерская и баня[18]. Однако в середине 1970-х годов работы нефтеразведчиков в Ртищевском районе были свёрнуты.

С 1976 по 1979 год в селе были построены четыре 2-хэтажных многоквартирных дома по улице Юбилейной[19].

31 декабря 2009 года в селе Шило-Голицыно состоялось открытие социально-культурного центра.

История административного подчинения

Административное подчинение селения неоднократно изменялось. Первоначально деревня Третьяки входила в состав Завального Хопёрского стана Нижнеломовского уезда Тамбовской провинции Воронежской губернии[4].

После выхода императорского указа 11 января 1780 года «О учреждении Саратовского наместничества», деревня оказалась в составе новообразованной Сердобской окру́ги (уезда) В 18591860 годах село Голицыно входило в 1-й стан Сердобского уезда[11].

19 февраля 1861 года «Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» в уездах было учреждено волостное управление. С этого времени и вплоть до 12 ноября 1923 года село Голицыно являлось волостным центром Голицынской волости[20].

После Октябрьской революции 1917 года в селе Шило-Голицыно был организован Голицынский сельсовет (позднее Шило-Голицынский)[20]. В июле 1928 года село вошло в состав Ртищевского района.

В 1997 году село стало административным центром Шило-Голицынского округа. В результате Муниципальной реформы 2006 года, село Шило-Голицыно стало административным центром в Шило-Голицынского муниципального образования[21].

Население

К 1794 году в деревне Третьяки (Голицыно) насчитывалось 24 двора[5]. К 1857 году (10-я ревизия) численность домохозяйств села Голицыно увеличилась до 77[9], а к 1859 году сократилось до 76 дворов[11]. По переписи 1886 года возросло до 139[3]. К 1911 году общее количество дворов сократилось до 138, причём 18 дворов располагались на земле Голицынского общества, но не входили в него[8]. К 1914 году число дворов в селе увеличилось до 187[10].

Численность населения по годам[П 5]
1745 79[4] 1859 632[11] 1914 939[10] 1977 590 2010 1040[22]
1794 116[5] 1886 863[3] 1938 550[А 2] 2000 1282[23]
1857 627[9] 1911 969[8] 1969 354 2007 1131

Социальная сфера

Социально-культурный комплекс села Шило-Голицыно
Бывший ФАП

В селе Шило-Голицыно имеются:

Образование

К середине 1880-х годов в селе уже работала земская школа[3].

В советское время в селе работала начальная школа. Учащиеся 5—10 классов с 1946 года были закреплены за средней школой № 1 города Ртищево[А 3]. С 1 сентября 1961 года Шило-Голицынская начальная школа была реорганизована в восьмилетнюю[А 4]. Здание Шило-Голицынской восьмилетней школы было сдано в эксплуатацию в 1965 году. В том же году школа стала средней[24].

В настоящее время в селе работает муниципальное образовательное учреждение «Шило-Голицынская средняя общеобразовательная школа» и муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 „Колосок“».

Церковный приход

Никольская церковь (начало 20 века)
Основная статья: Никольская церковь (Шило-Голицыно).

Приход был в самом селе. Дата постройки первой церкви в селе Голицыно неизвестна. Однако на 1841 год при ней уже числился священник. В конце 1880-х годов церковь сгорела.

В 1888 году в селе была построена вторая церковь. Она была каменная с такой же колокольней. Освящена во имя святителя Николая Чудотворца[25].

Решением Президиума Нижне-Волжского края от 8 марта 1930 года церковь в селе Шило-Голицыно была закрыта[Е 1]. В середине 1930-х годов её здание разрушено.

Здравоохранение

Лечебницу в селе Шило-Голицыно Сердобское уездное земство открыло в 1898 году. Она проработала до 1904 года[26].

В настоящее время в селе имеется фельдшерско-акушерский пункт. Шило-Голицынский ФАП расположен по адресу: улица Советская, 38. График работы: понедельник — суббота с 8.00 до 14.00, выходной — воскресенье[27].

Люди, связанные с селом

В селе Шило-Голицыно родился советский государственный и политический деятель, дипломат Георгий Николаевич Зарубин (19001958)[28].

Достопримечательности и памятники

Шило-Голицыно Обелиск.jpg Шило-Голицыно. Стена памяти.jpg Поклонный крест Ш-Голицыно.jpg
Обелиск на братской могиле в с. Шило-Голицыно Стена Памяти Поклонный крест в память о разрушенной церкви

В селе существуют следующие памятники:

  • Обелиск на братской могиле, погибших во время налёта антоновцев на село в феврале 1921 года 11 продотрядовцев и трёх местных коммунистов. Расположен около здания бывшего Шило-Голицынского сельского клуба (ранее — волисполком). В братской могиле похоронены продотрядовцы: А. Н. Баранов, И. И. Бушигин, П. П. Глазков, И. К. Зверев, М. К. Казаков, А. Е. Конухов, А. Т. Кузнецов, П. Г. Потапов, П. В. Семёнов, В. И. Сливочкин, В. Н. Филин; коммунисты: И. К. Сорокин и Поликарпов. Похороны производились 6 февраля 1921 года отрядом ЧОНа. Красноармеец Илья Мысин был похоронен на сельском кладбище. Позднее около братской могилы были похоронены: один из первых коммунистов села Егор Степанович Аверкин и учитель Степан Степанович Сластёнов (внезапная смерть в 1944 году).
  • Стена Памяти с 4 мемориальными досками, на которых написаны 72 фамилии жителей села, погибших в годы Великой Отечественной войны.
  • Поклонный крест в память о разрушенной в 1930-е годы Никольской церкви. Установлен 12 сентября 2006 года близ того места, где находилась церковь. Крест ограждён, на нём имеется табличка с надписью: «Сей Поклонный крест установлен на месте разрушенного храма святителя Николая Чудотворца»[29].

Интересные факты

Почтовый штемпель 1943 года с названием села Шило-Галицыно
Дорожный указатель с ошибкой в названии села

В 1930-х — 1940-х годах название села писалось через букву «а» — Шило-Галицыно, оно было указано, в том числе, и на почтовых штемпелях.

В 2014 году на въездах в село были установлены дорожные указатели с ошибкой в названии села — «Шило-Голицино».

Примечания

  1. Существует легенда, что село Шило-Голицыно до начала 20 века располагалось на месте бывшей фабрики «Гигровата», а на берегу реки Изнаир люди поселились только после пожара. Однако, судя по карте генерального межевания Сердобского уезда 1780—1790 годов, село изначально располагалось там, где и сейчас.
  2. В Ведомости Саратовской губернии (1794—1808 гг.) опечатка — 116
  3. Название Шило-Голицыно употребляется, в частности, в 1914 году в брошюре «Водоснабженіе въ Саратовской губерніи…».
  4. У А. В. Куванова — председатель волисполкома.
  5. Данные второй (1744—1745) и пятой (1794—1808) ревизий содержат только количество душ мужского пола.
  6. Это подразделение планировалось закрыть до конца 2013 года

Источники

  1. 1,0 1,1 1,2 Система «Налоговая справка». Справочник почтовых индексов / кодов ОКАТО /налоговых инспекций ФНС / адресов
  2. Саратовская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1970 года. — Саратов: Приволжское книжное издательство, 1970. — С. 93
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 3,11 3,12 3,13 3,14 3,15 3,16 3,17 3,18 3,19 3,20 3,21 3,22 Сборник статистических сведений по Саратовской губернии.] Том IX. Сердобский уезд. — Издание Саратовского Губернского Земства, 1892 (Голицыно село, Голицынская волость, крестьяне дарствен., великороссы, православные, б. г. С. Шиловского. Часть 1; Часть 2; Часть 3)
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск I. — Саратов: Типография губернского земства, 1890. — С. 4
  5. 5,0 5,1 5,2 Ведомость, сочинённая по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда, с показанием в каждом селении числа дворов и по пятой ревизии мужеска пола душ, принадлежащего того уезда к карте собственнаго Его императорскаго величества депо (1794—1808 гг.) / под. ред. М. С. Полубоярова, 2011. — Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА), ф. ВУА, д. 19014, лл. 33-48
  6. Планы дач Генерального и Специального межеваний Сердобского уезда Саратовской губернии, часть 1, 1767—1911. — рукопись
  7. Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. — Т. 2. — Спб.: Издание А. С. Суворина, 1887. — С. 715—723
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Списки населенныхъ мѣстъ Саратовской губерніи. Сердобскій уѣзд. — Саратовъ: Изд-во Оцѣночно-статистическаго отдѣленія Саратовской губернской земской управы, 1912. — С. 10—11
  9. 9,0 9,1 9,2 Стрелюхина М. В. От рассвета до заката: история умирающей деревни / Научная работа VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» — 2015. — Ртищево, 2015. — Приложение 5. — С. 38
  10. 10,0 10,1 10,2 Водоснабженіе въ Саратовской губерніи въ санитарномъ отношеніи. Выпускъ восьмой. Сердобскій уѣздъ / сост. сан. врачъ А. М. Ильинъ. — Саратовъ: Изданіе Саратовской губернской земской управы, 1914. — С. 37
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 Саратовская губернія. Списокъ населенныхъ мѣстъ по свѣдѣніямъ 1859 года. — Спб: Изд-во ЦСК МВД, 1862. — С. 89
  12. 12,0 12,1 Постоялец В. Коммунисты умирают стоя… // Сельская новь. — 21 апреля 1963
  13. 13,0 13,1 Воспоминания члена продотряда № 297 Ивана Васильевича Исаева
  14. Куванов А. Ртищевцы сражались насмерть за родную Советскую власть: Бандитские погромы // Путь Ленина. — 22 октября 1977
  15. Кротков П. Гибель продотряда // Путь Ленина. — 3 апреля 1971
  16. Сельские филиалы на официальном сайте МУК «Ртищевская межпоселенческая центральная библиотека» (Архивировано из первоисточника 2.09.2015).
  17. Лисин С. С хутора — в село // Путь Ленина. — 16 ноября 1939. — С. 3
  18. Савельев В. Слово о разведчиках недр // Путь Ленина. — 2 февраля 1971
  19. Архив Ртищевского отделения Саратовского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ»
  20. 20,0 20,1 Купцова Ю. А. Алфавитный список населённых пунктов Сердобского уезда на 20 июля 1927 года на сайте ГАСО
  21. Закон Саратовской области от 29 декабря 2004 г. № 117-ЗСО «О муниципальных образованиях, входящих в состав Ртищевского муниципального района»
  22. Численность и размещение населения Саратовской области. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Статистический сборник. — Саратов: Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области, 2012. — С. 83
  23. Постановление Саратовской областной Думы от 18 апреля 2001 г. № 53-2378 «Об утверждении реестра административно-территориального деления Саратовской области»
  24. Официальный сайт (старый) Шило-Голицынской школы (Архивировано из первоисточника 27.01.2016).
  25. Справочная книга Саратовской Епархии. — Саратов: Типография Союза печатного дела, 1912. — С. 368—369
  26. Никишов С. История здравоохранения Ртищевского района // Путь Ленина. — 20 июня 1970
  27. Сведения об организации // Официальный сайт ГУЗ СО «Ртищевская РБ» (Архивировано из первоисточника 8.09.2015).
  28. Залесский К. А. Кто есть кто в истории СССР. 1924—1953 / Зарубин Георгий Николаевич. — М.: Вече, 2009. — 752 с. — (Кто есть кто)
  29. Власова О. В Шило-Голицыне установлен поклонный крест // Перекрёсток России. — 19 сентября 2006
  • Архив Ртищевского горрайисполкома:
  1. Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 13. Протокол № 31 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 21.07.39. — С. 19
  2. 2,0 2,1 Ф. 29, Оп. 1, Ед. хр. 10 План районирования по проведению переписи населения в сельских местностях Ртищевского района (Приложение к протоколу № 36 заседания Президиума РИКа от 16 августа 1938 года). — С. 82—86
  3. Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 42. Протокол № 12 заседания Исполнительного комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 12 апреля 1946 года. — С. 93об.—94
  4. Ф. 43, Оп. 1, Ед. хр. 184. Приложение № 2 Мероприятия по созданию учебно-материальной базы школ г. Ртищево и района в связи с выполнением Закона о школе к Протоколу № 4 заседания исполнительного комитета Ртищевского городского Совета депутатов трудящихся от 2—20 февраля 1961 года. — С. 65—66
  • Архив Екатериновского райисполкома:
  1. Ф. 1, Оп. 1, Ед. хр. 14. Протокол № 76 заседания президиума Нижне-Волжского края от 8 марта 1930