Ртищевский маслозавод

ООО «Ртищевский молочный комбинат „Солнце“»
Вид на производственный корпусРтищевского маслозавода (2008)
Вид на производственный корпус
Ртищевского маслозавода (2008)
Тип

Общество с ограниченной ответственностью

Год основания

неизвестен

Прежние названия

Маслозавод конторы «Росглавмолоко» (1950-е)
Ртищевский маслозавод (1960-е)
Ртищевский головной маслозавод (1980-е)
Маслодельный завод «Ртищевский» (1990-е)
ООО Маслодельный завод «Ласточка» (19962000)
ЗАО Маслодельный завод «Ласточка» (2000—2001)
ОАО «Ртищевский молочный комбинат „Зорька“» (2001—2005)

Год закрытия

2013 (фактически с 2005)

Расположение

Ртищево, ул. Рабочая, 1а

Конкурсный управляющий

Жихарев, Александр Васильевич (2012—2013)

Отрасль

пищевая и перерабатывающая промышленность

Продукция

молоко и молокопродукты

Рти́щевский маслозаво́д — предприятие пищевой и перерабатывающей промышленности города Ртищево, действовавшее до 2005 года.

История

Точную дату основания в Ртищево маслозавода установить пока не удалось. Ртищевский маслозавод упоминается в документах райисполкома за 1940 год, в качестве предприятия областного значения. 16 марта 1945 года Ртищевским райисполкомом было принято решение о реорганизации молочного завода Райзаготконторы «Росглавмолоко», который располагался в то время по адресу улица Шуклинская (ныне Советской Конституции), 1А, в городской молокозавод. Однако это решение, по всей видимости, не было выполнено, поскольку 25 апреля 1947 года вышло новое постановление о выделении земельного участка площадью 100 м² на территории города Ртищево райзаготконторе «Росглавмолоко» под строительство молочного завода в районе южнее горпищекомбината.

1950 — начало 1980-х годов

13 июля 1950 года под застройку Маслозавода конторы «Росглавмолоко» был отведён земельный участок в размере 8860 м² в районе Ртищевской машинно-тракторной станции. 11 сентября 1958 года Ртищевский райисполком разрешил Ртищевскому маслозаводу строительство нового завода.

В конце 1960-х годов Ртищевский маслозавод значительно расширился. Была проделана работа по реконструкции цехов и участков, оборудована новая поточная линия по выработке сливочного масла, установлены творожный охладитель, разливочно-укупорочная машина на участке производства фасованной продукции. В молочно-разливочном цехе установили ещё три цистерны-танка, что позволило увеличить реализацию продукции, которая реализовалась в Ртищево, Саратове и других городах.

Начало 1980-х — 2001

Работники маслозавода в одном из цехов
Участок по выработке кисломолочной продукции (1990-е)

В начале 1980-х годов предприятие оказалось на грани закрытия по причинам полной изношенности производственных помещений и оборудования и невозможности соблюдать санитарные требования на производстве, так как не работала канализация. Переработка молочной продукции велась по устаревшей технологии. Фактически завод превратился сепаратный пункт, в котором приспособились производить масло. В это время на завод был назначен новый директор — бывший заместитель начальника Ртищевского райсельхозуправления Николай Николаевич Милевский.

Идея обновить завод возникла у Н. Милевского как только он возглавил предприятие. Реконструкция завода, строительство новых цехов и участков, вспомогательных служб Ртищевского маслозавода продолжалось 13 лет. Завод практически был создан заново. Первая очередь включила в себя сооружение цеха по изготовлению молочной и молочно-кислой продукции и маслодельный цех. Новый цех по выпуску цельномолочной продукции производительностью 12,5 тонны в смену вступил в строй на Ртищевском головном маслозаводе в конце 1987 года. Чуть позже начал работу маслоцех, способный выдавать за смену до 6 тысяч кг масла. На втором этапе строительства были запущены новые компрессорная станция, трансформаторная подстанция, канализационная сеть. На третьем планировалось запустить цех по производству сухого молока.

В 1989 году Ртищевский райком КПСС, райисполком и райком профсоюза работников сельского хозяйства учредили приз имени Героя Советского Союза В. П. Гордеева. Впервые он был присуждён Ртищевскому маслозаводу по итогам работы за 1988 год. В то время Ртищевский маслозавод был одним из крупнейших в Саратовском Правобережье.

В 1989 году на заводе планировалось установить автоматическую линию для розлива молока в полиэтиленовые пакеты ёмкостью 0,25 л и 1 л. Было заказано оборудование для расфасовки творожной массы с наполнителями, такими как изюм, ванилин, сахар и с другими компонентами. Планировался выпуск кисло-молочной продукции с фруктовым наполнителем. Ожидалось также поступление оборудования для производства мороженного, к выпуску которого завод планировал приступить в 1990 году.

Однако в 1990 году, в связи с резким сокращением поставок молока на переработку, на маслозаводе сложилась напряжённая ситуация. Из-за нехватки сырья закрылся цех кисломолочной продукции, маслодельный цех действовал лишь дважды в неделю. В 1994 году производство сливочного масла было полностью свёрнуто. Ликвидация в колхозов и совхозов повлекла за собой значительное сокращение дойного стада. К 1994 году году в Ртищевском районе поголовье крупного рогатого скота сократилось с почти 17 000 коров до 7600. Из 29 хозяйств, производящих молоко, в его сдаче участвовали лишь три-пять, остальные реализовали его сами, минуя маслозавод.

Для преодоления кризисной ситуации и сохранения рабочих мест, в 1994 году по личной инициативе Н. Н. Милевского на заводе было освоено и запущено производство казеина. Также предпринимались попытки сохранить основной профиль предприятия. Были заключены договора на поставку молока с крупнейшим пензенским хозяйством — совхозом «Большевик», который поставлял на маслозавод до 7 тонн молока в сутки. Кроме того из Пугачёва завозилось сухое молоко, которое растворяли на заводе и реализовали.

«Золотая медаль» Ассоциации содействия промышленности Франции № 0099033
Н. Н. Милевский на фоне продукции ООО Маслодельный завод «Ласточка» (2000)

В 1996 году Маслодельный завод «Ртищевский» был преобразован в ООО Маслодельный завод «Ласточка».

К концу 1990-х годов увеличилось поступление молока из хозяйств района на маслодельный завод «Ласточка». Ассортимент выпускаемой продукции в это время составлял более десятка видов. В начале февраля 1998 года на заводе начали выпускать фруктово-ягодный йогурт, расфасованный в пластмассовые стаканчики ёмкостью 200 гр.

С конца 1998 года маслодельный завод приступил к выпуску сильногазированных безалкогольных напитков. В ассортимент входило семь напитков, таких как «Байкал», «Тархун», «Крем сода», «Серино апельсин», «Буратино», «Лимонад», «Яблоко», которые разливались в пластиковые бутылки ёмкостью 1,5 литра. Производительность установленной линии АПН-4 составляла 5 литров в минуту. Вода для приготовления напитков использовалась из собственной артезианской скважины.

22 октября 1999 года «Ртищевскому маслодельному заводу „Ласточка“» в Париже была вручена «Золотая медаль» Ассоциации содействия промышленности Франции. Вместе с «Золотой медалью» был выдан именной диплом-сертификат, в котором говорилось:

« Ассоциация содействия промышленности Франции на торжественном заседании от 22 октября 1999 года удостоверяет в присуждении «Золотой медали» № 0099033 обществу «Маслодельный завод „Ласточка“» за динамичное развитие и осуществление проектов, а также за заслуги господина Милевского Николая Николаевича в управлении предприятием. »

В июне 2000 года общество с ограниченной ответственностью маслодельный завод «Ласточка» было преобразовано в закрытое акционерное общество маслодельный завод «Ласточка».

Мини-пивзавод

Этикетка пива «Аист» (2000)

В 1994 году на маслодельном заводе «Ртищевский» начался монтаж оборудования по выпуску пива, которое было закуплено в Воронеже. Монтаж вели собственными силами. Нефильтрованное пиво производилось по немецкой технологии. Вода для него поступала из стометровой скважины, пробуренной на территории завода. Первая партия пива, получившего название «Аист», поступила в продажу 28 июля 1994 года. Однако ртищевцы встретили новинку завода с недоверием. Прошёл даже слух, что «Аист» получают из простокваши.

10 июля 1998 года в Саратове проходил областной фестиваль «Пиво-98». В нём приняли участие восемь пивзаводов, два начинающих предприятия и коллектив ртищевского маслозавода «Ласточка». На фестивале для дегустационной комиссии было предъявлено 28 сортов пива. Пиво оценивалось по 25-бальной системе. Светлое пиво «Аист» дегустационная комиссия пива отметила в числе лучших сортов пива, производимых в Саратовской области. Оно набрало 15 баллов, лишь на 6 балов отстав от пива «Презент» Балаковского завода, которое дегустаторы назвали лучшим. Завод был награждён дипломом министерства торговли Саратовской области.

2001—2004. ОАО РМК «Зорька»

Продукция ОАО «Ртищевский молочный комбинат „Зорька“» (2001)

В мае 2001 года на маслозаводе сменилось руководство, Н. Н. Милевский был со скандалом отстранён от занимаемой должности. Газета «Перекрёсток России», ещё год назад писавшая хвалебные статьи в его адрес, разразилась критикой. Милевского обвинили в том, в чём ранее обвиняли его предшественника: доведение завода практически до разорения, использование морально устаревшего оборудования, низкий ассортимент выпускаемой продукции. Припомнили ему и занятие деятельностью, не связанной с основным производством — производство газированной воды и пива. Кроме того, как оказалось, завод имел долги по налогам и сборам в социальные фонды, шестимесячную задержку зарплаты, а так же большую задолженность поставщикам молока.

Новым владельцем завода, получившим название ОАО «Ртищевский молочный комбинат „Зорька“», стало саратовское производственное объединение «Саратовмясмолпром». 11 сентября 2001 года была запущена новая линия по производству кисло-молочной продукции, которая расфасовывалась в картонную упаковку. Позднее на заводе была смонтирована линия по разливу молока в полиэтиленовые пакеты и приобретена машина для упаковки сливочного масла и творога в фольгу. Генеральному директору за успехи в работе был вручён сертификат «Национальной энциклопедии личностей Российской Федерации», как эффективному топ-менеджеру.

Однако к 2003 году завод снова оказался в кризисной ситуации. По итогам I квартала 2003 года рентабельность предприятия составила 0 %. На комбинате работало два цеха: цельномолочной продукции и маслоцех, которые выпускали 8 наименований продукции: молоко, кисломолочные продукты, сливочное масло, казеин. Производство продукции уменьшилось в январе — феврале 2003 года на 52 % по сравнению с соответствующим периодом 2002 года. На предприятии работали всего 39 человек. К тому же рынок сбыта в городе и районе оказался занят производителями из Екатериновки, Сердобска и Аркадака. Большие претензии к руководству молокозавода были и у поставщиков. Прежде всего их не устраивала очень низкая закупочная цена на продукцию молочно-товарных ферм, кроме того на заводе постоянно занижался вес и жирность поставляемого молока, расчёты с поставщиками производились с многомесячными задержками. Всё это приводило к разрыву отношений сельхозпроизводителей с молокозаводом.

В феврале 2004 года завод и его имущество были выставлены на продажу. Потенциальным покупателям предлагались следующие здания и сооружения молокозавода:

  • производственный корпус — 1761 м²
  • административный корпус — 149,6 м²
  • компрессорная — 218,5 м²
  • котельная — 674,1 м² и три котла ДЕ-4-14-ГМ
  • гараж — 255,4 м²
  • магазин — 71,9 м²
  • трансформаторная подстанция — 30,6 м²

оборудование:

  • линия по приёмке молока (до 60 т в смену)
  • линия по производству сливочного масла методом преобразования высокожирных сливок (ВЖС) (пластинчатый маслообразователь мощностью 2,1 т/смену, сепараторы ВЖС, ванна для нормализации ВЖС)
  • линия по производству цельномолочной продукции (сепараторы-нормализаторы на 5 т и 10 т, пастеризационно-охладительная установка пластинчатая, автомат розлива в ПЭ пленку УФ-103П6 производительностью 1500 л/час, трубчатый пастеризатор на 10 т, фасовочный автомат УФАС-1200СМ, термокамера V=80м³)
  • комплект творожного оборудования ТО-2,5 (три ванны колье ВК-2,5 и две ванны самопрессования)
  • две ванны сыродельных по 2500 л
  • комплект оборудования для прессования сыров Е8-ОПГ-К
  • установка для сушки казеина
  • макаронная линия в комплекте мощностью до 1т/смену

холодильное оборудование:

  • два компрессора 21-АК-280-7-2
  • камеры хранения V=500м3
  • среднетемпературная камера V=500м3

Кроме того на продажу шли две артезианских скважины и водонапорная башня, два молоковоза ГАЗ-53, бортовая ГАЗ-53, УАЗ-469 и земельный участок площадью 1,4 га.

2004—2013. ООО РМК «Солнце»

Осенью 2004 года у молокозавода появился новый собственник — общество с ограниченной ответственностью «Саратовский областной центр конфликтологии» (СОЦК). 1 мая 2005 года ОАО РМК «Зорька» было ликвидировано, а 25 мая того же года ООО «СОЦК» учредило общество с ограниченной ответственностью «Ртищевский молочный комбинат „Солнце“» (ООО РМК «Солнце»). Новое руководство завода планировало в I квартале 2005 года выпуск пробной партии, а с мая — серийное производство сгущённого молока. Для этого закупили специализированное оборудование, в перспективе планировалось восстановление производства кисломолочной продукции и производство сыров.

Однако работы по восстановлению оборудования на молокозаводе затянулись на неопределённый срок, а позднее были совсем остановлены. Вскоре началась процедура банкротства предприятия. 19 ноября 2010 года Арбитражный суд Саратовской области принял к производству заявление уполномоченного органа ФНС России о признании ООО РМК «Солнце» банкротом. Основанием для подачи заявления послужило невыполнение молкомбинатом обязательств по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды свыше 3-х месяцев. В судебном заседании 15 августа 2011 года производство по делу было прекращено в связи с погашением молкомбинатом задолженности.

В мае 2011 года венгерское Сельскохозяйственное общество с ограниченной ответственностью «Farmexport Kft.» заявило о намерениях организовать на базе РМК «Солнце» инвестиционный проект, предполагающий создание полного цикла производства молока и его глубокой переработки. Инвестиционный проект включал в себя строительство комплексов по производству 220 тонн молока в сутки, реконструкцию молочного комбината, строительство сахарного завода и мясокомбината, необходимых вспомогательных объектов. Одновременно предполагалось создание регионального центра по производству кормов для животноводства и птицеводства. Общий объём инвестиций должен был составить более 8 млрд рублей. В России проект курировался ООО «Фармэкспорт-Рус». Несмотря на то, что этот инвестиционный проект поддерживался правительством Венгрии и был представлен на межправительственном венгерско-российском пленарном заседании, он так и не был осуществлён.

9 сентября 2011 года Арбитражный суд Саратовской области признал банкротом учредителя Ртищевского молкомбината — ООО «СОЦК».

На внеочередном общем собрании участников ООО РМК «Солнце», состоявшимся 10 октября 2011 года, было принято решение о прекращении полномочий генерального директора Общества Владимира Александровича Струкова и избрании на эту должность Елены Васильевны Сарайкиной сроком на три года.

22 ноября 2011 года в Арбитражный суд Саратовской области поступило заявление ООО РМК «Солнце» о признании предприятия банкротом, подписанное уже бывшим генеральным директором В. А. Струковым. Оно было принято к производству определением Арбитражного суда Саратовской области от 1 декабря того же года. Вслед за этим ООО РМК «Солнце», уже в лице нового генерального директора, Е. В. Сарайкиной обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить определение суда первой инстанции от 1 декабря 2011 года и вынести по делу определение о возврате заявления, мотивируя жалобу тем, что В. А. Струков на момент его подписания был лишён полномочий генерального директора. Однако апелляционный жалоба ООО РМК «Солнце» удовлетворена не была.

В свою очередь бывший генеральный директор Общества В. А. Струков подал исковое заявление о признании недействительными решений внеочередного общего собрания участников ООО РМК «Солнце» от 10 октября 2011 года. Судебное заседание по делу ООО РМК «Солнце» неоднократно откладывалось. Наконец, 5 апреля 2012 года Арбитражный суд Саратовской области вынес решение об отказе в удовлетворении искового заявления В. А. Струкова. Этим же решением его заявление о признании ООО РМК «Солнце» банкротом было оставлено без рассмотрения.

Полуразрушенные производственные корпуса и цеха Ртищевского маслозавода (2016)
Маслозавод 2016.jpg Ртищевский маслозавод 2016.jpg Маслозавод. Цеха 2016.jpg

К маю 2012 года на молкомбинате снова сменился генеральный директор, им стал А. В. Игнатьев.

24 мая 2012 года в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании банкротом ООО РМК «Солнце» обратилось саратовское Общество с ограниченной ответственностью «Современные юридические технологии». В заявлении говорилось, что 2 августа 2010 года между ООО «Современные юридические технологии» и ООО РМК «Солнце» был заключён договор на оказание консалтинговых и иных правовых услуг. Однако, ответчик не в полном объёме исполнил свои обязательства по оплате услуг, в результате чего образовалась задолженность на сумму 1 000 000 рублей. Так же ответчик не выполнил решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 февраля 2012 года о взыскании задолженности в пользу ООО «Современные юридические технологии». Определением Арбитражного суда Саратовской области от 6 июня 2012 года заявление ООО «Современные юридические технологии» было принято к производству.

2 августа 2012 года состоялось заседание Арбитражного суда Саратовской области, на котором заявление ООО «Современные юридические технологии» о признании ООО РМК «Солнце» банкротом по упрощённой процедуре было удовлетворено. В отношении предприятия-должника было открыто конкурсное производство, сроком на 6 месяцев. В качестве конкурсного управляющего ООО РМК «Солнце» утвердили Александра Васильевича Жихарева — члена Некоммерческого партнёрства «Союз менеджеров и антикризисных управляющих» (Москва).

Первые торги по продаже имущества ООО «Ртищевский молочный комбинат „Солнце“», проходившие 11 февраля 2013 года, не состоялись в связи с отсутствием заявок. Лот № 1 включал в себя: земельный участок, площадью 13 966 м² и шесть зданий. Начальная цена лота составляла 1 400 000 рублей, включая НДС. Повторные торги состоялись 30 апреля 2013 года, начальная цена за лот была снижена до 1 260 000 рублей, включая НДС.

4 июля 2013 года по определению Арбитражного суда Саратовской области конкурсное производство в отношении ООО РМК «Солнце» было завершено. Имущество молкомбината было реализовано, а денежные средства направлены на погашение кредиторской задолженности, размер которой составил 1 049 458,71 рублей. Непогашенной осталась кредиторская задолженность в размере 636 135,54 руб.

В 2015 году на территории бывшего молзавода была открыта мойка для грузовых автомобилей.

Некоторые директора

Гендиректора ООО РМК «Зорька»
  • Емельянов, Владимир Валентинович (2001—2003)
  • Щуковская, Ирина Олеговна (на 31 декабря 2003)
Гендиректора ООО РМК «Солнце»
  • Струков, Владимир Александрович (до 10 октября 2011)
  • Сарайкина, Елена Васильевн (10 октября 2011 — май 2012)
  • Игнатьев А. В. (май — 2 августа 2012)
Конкурсный управляющий
  • Жихарев, Александр Васильевич (2 августа 2012 — 4 июля 2013)

Источники