Памятник воинам-интернационалистам

Памятник воинам-интернационалистам
Памятник воинам-интернационалистам 2015.jpg
Город

Ртищево

Строитель

СУ-1

Начало строительства

начало 1990

Окончание
строительства

8 мая 1990

Памятник воинам-интернационалистам установлен в городе Ртищево на улице Советской в память о ртищевцах погибших при исполнении воинского долга в Афганистане и на Северном Кавказе.

Описание памятника

Мемориальная доска с именами погибших

Памятник представляет собой советский бронетранспортёр БТР-80[П 1] (бортовой номер 200), установленный на постамент, сложенный из кирпича, облицованный чёрными мраморными плитами. Сверху постамент выложен камнями, символизирующими афганские горы. На камнях установлена мраморная мемориальная доска с надписью «ВАМ ВЕЧНАЯ СЛАВА, ЗЕМЛЯКИ» и фамилиями 12 воинов погибших в Афганистане и на Северном Кавказе, расположенными по алфавиту, и датами их жизни:

Ниже выгравирован рисунок в виде двух гвоздик перевязанных Георгиевской лентой.

История

В афганской войне 19791989 годов участвовали 165 жителей города и района.

Решение о создании в городе памятника землякам — воинам-интернационалистам возникло в 1988 году. С этой целью городской комитет комсомола развернул сбор подписей под обращением за создание такого памятника. Был открыт специальный счёт для сбора средств на его строительство.

В 1990 году при активном участии горкома комсомола и воинов-интернационалистов началось строительство памятника. Вело его Строительное управление № 1. Средства на памятник выделили коллективы завода «Аргон», швейной фабрики и фабрики «Гигровата».

8 мая 1990 года состоялось торжественное открытие памятника участникам военных действий в Афганистане.

Памятник БТР 1990.jpg Памятниквоинаминтерн.jpg Памятнаядоскаинтернац.jpg
Памятник в 1990 году Памятник в 2006 году Мемориальная доска до 2015 года

15 февраля 2001 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски с фамилиями восьми погибших в Афганистане и на Северном Кавказе ртищевцев с датами их рождения и гибели.

Митинг 15 февраля 2010 года. Школьники с портретами погибших воинов

К 2003 году мемориальную доску заменили. Она была изготовлена из серого мрамора, на ней прибавились ещё четыре фамилии военнослужащих погибших на Северном Кавказе во время проведения контртеррористической операции, фамилии располагались по датам их гибели. Сверху на мемориальной доске была выбита надпись «ПАМЯТЬ О ПАВШИХ ГЕРОЯХ БУДЕТ ЖИТЬ ВЕЧНО!». В 2015 году мемориальная доска была вновь заменена.

В 2015 году постамент памятника был облицован чёрными мраморными плитами, с него была убрана мраморная табличка с надписью: «ВОИНАМ / интернационалистам», которая располагалась в центре на фронтальной части постамента.

Ежегодно 15 февраля возле памятника воинам-интернационалистам проходит торжественный митинг, посвящённый Дню памяти воинов-интернационалистов России.

Примечания

Гвардейский знак
  1. Изначально БТР имел на башне изображение советского гвардейского знака, впоследствии он был закрашен.

Литература

  • Васильев Г. Открыта мемориальная доска // Перекрёсток России. — 27 февраля 2001
  • Дмитриева Г. «…Если мы гореть не будем…» // Путь Ленина. — 15 августа 1988
  • Мишин М. Воинам-интернационалистам // Путь Ленина. — 18 мая 1990
  • Памятник «афганцам» // Путь Ленина. — 20 апреля 1990