Норовы

Норовы
Герб рода Норовых
Герб рода Норовых
Том и лист Общего гербовника:

VII, 32

Губернии, в РК которых внесён род:

Курская, Московская, Пензенская, Рязанская и Саратовская

Часть родословной книги:

VI

Родоначальник:

Василий Норов

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Имения:

д. Битяговка, с. Ключи

Норовы на «Родоводе»

Но́ровы — российский дворянский род.

Происхождение рода

Родословная легенда Норовых сообщает, что они происходят от «выехавшего из немец» в Новгород в середине XV века Василия Норова. Однако уже в конце XIX — начале XX веков она была опровергнута. Их действительным родоначальником назывался новгородский боярин Родион (Иродион) Васильевич Норов, переведённый в 1485 году великим князем Иваном III на поместье в Коломну. Молчан Павлович Норов в 1599 году написан в десятине Коломенской в числе дворян и детей боярских с поместным окладом.

В конце XVIII—XIX веках род Норовых был внесён в VI часть родословных книг Курской, Московской, Пензенской, Рязанской и Саратовской губерний.

Герб рода Норовых

Щит разделён перпендикулярно на две части, из которых в правой в голубом поле, изображены три золотые шестиугольные звезды и между ними серебряный полумесяц, рогами вверх обращённый. В левой части в золотом поле крестообразно положены две шпаги, остроконечиями вниз. Щит увенчан дворянским шлемом и короной. Намёт на щите голубой, подложенный золотом.

Девиз на гербе: «Omnia si perdas animum servare memento» (лат. «Даже все потеряв, помни о спасении души»).

Герб изменялся, внесён в VII часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

Родовое имение Норовых располагалось в селе Ключи, также, вплоть до XX века, они являлись совладельцами деревни Битяговка (ныне Ртищевского района).

Первым достоверно известным владельцем имения в Ключах и деревни Битяговки был капитан Александр Семёнович Норов (24 августа 1740 — 2 апреля 1799, с. Дуровка). Он родился в сельце Пурлове Каширского уезда. 9 сентября 1761 года женился в Москве на Авдотье Сергеевне Дуровой (9 февраля 1746 — 29 июня 1802, с. Дуровка), дочери отставного каптенармуса Сергея Афанасьевича Дурова. За ней числилось село Дуровка Верхне-Ломовского уезда (ныне Тамалинского района Пензенской области), где первоначально поселилась семья Норовых. Во время Пугачёвского бунта 1773—1775 годов усадьба Норовых в Дуровке была разгромлена. Сам Александр Норов с женой, оставив детей на попечение крепостных, бежали от пугачёвцев в Москву. После подавления восстания Норовы вернулись в Дуровку. Можно предположить, что именно в это время Норовы приобрели у Засецких имение в Ключах, так как до 1769 года они в качестве владельцев не упоминаются. Согласно ведомости, сочинённой в 1794—1808 годах по алфавиту Саратовской губернии Сердобского уезда, после смерти Александра Семёновича в 1799 году имение Ключи и деревня Битяговка находились во владении его вдовы Авдотьи Сергеевны Норовой.

В семье Александра Семёновича и Авдотье Сергеевны Норовых родилось восемь детей. Из них второй сын, майор Николай Александрович Норов (27 мая 1768—1847) унаследовал имение в Дуровке. Имение в Ключах досталось старшему сыну — Сергею Александровичу Норову (17 сентября 1762 — 16 марта 1849) — секунд-майору в отставке, предводителю саратовского губернского дворянства. Сергей Александрович был женат на Татьяне Михайловне Кошелевой. Первоначально они жили в Москве, а затем, в начале 1790-х переехали в Ключи[1]. Здесь родились дети Сергея Александровича и Татьяны Михайловны Норовых: Василий (1793—1853), Марья (29 марта 1794—1794), Авраам (Абрам) (1795—1869), Леонид (при крещении назван Александром) (1798—1870), Авдотья (Евдокия) (5 сентября 1799 — 3 июня 1835), Михаил (4 апреля 1801 — 25 апреля 1812) и Дмитрий (17 августа 1802 — 1 марта 1868).

В начале 1800 годов С. А. и Т. М. Норовы переехали в Москву, а затем в подмосковное имение Надеждино Дмитровского уезда. В это время в имении Ключи, по всей видимости, проживала семья среднего брата Сергея Александровича — Николая Александровича Норова, так как в 1799 году здесь у них родился сын Александр Николаевич; также в имении жил и умер в 1817 году младший брат Сергея и Николая Александровичей Норовых — Василий Александрович. В Ключах с осени 1847 до весны 1849 года проживал Василий Сергеевич Норов. Затем владельцем имения в Ключах был Александр Сергеевич Норов, поселившийся здесь в 1830 году. Норовы владели имением в Ключах до начала XX века.

Портретная галерея

НоровСергей.jpg НороваТатьяна.jpg Norov V.S.jpg Норов авраам3.jpg Евдокия Норова.jpg
Сергей Александрович Норов
1-я пол. XIX в. Музей «Дмитровский Кремль»
Татьяна Михайловна Норова (Кошелева)
Василий Сергеевич Норов
Авраам Сергеевич Норов
1861 год. Собрание Санкт-Петербургского филиала Архива РАН
Евдокия Сергеевна Норова

Примечания

  1. Своего первенца, Николая, Татьяна Михайловна родила в Москве в 1790 году. Он умер в 1791 году. Второй сын, Василий, родился в 1793 году уже в Ключах.

Литература

  • Лакиер А. Б. Русская геральдика, СПб. 1855 Том 1, PDFТом 2, PDF
  • Наумов О. Н. Семейный летописец Норовых // Известия Русского генеалогического общества. Выпуск седьмой. — Спб, 1997. — С. 64—72
  • Норовы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Руммель В. В., Голубцов В. В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. — Т. 2. — Спб.: Издание А. С. Суворина, 1887. — С. 171—180

Ссылки