Мельгуновы

Мельгуновы
Герб рода Мельгуновых
Герб рода Мельгуновых
Том и лист Общего гербовника:

I, 65

Губернии, в РК которых внесён род:

Вологодская, Казанская, Курская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Рязанская, Симбирская, Санкт-Петербургская, Саратовская, Тверская и Ярославская

Части родословной книги:

VI, II и III

Родоначальник:

Ян Мингайло

Место происхождения:

Речь Посполитая

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Имения:

с. Скачиха

Мельгуновы на «Родоводе»

Мельгуно́вы — нетитулованный российский дворянский род.

Происхождение рода

Род Мельгуновых, по сказаниям древних родословцев, происходит от литовского (польского) выходца Яна Мингайло, который при крещении принял имя Ивана Мингалева, затем перешедшее в роду на фамилию Мельгунов.

Более поздние исследователи этого рода ставят польско-литовское происхождение Мингалева под сомнение, указывая, что фамилия Мингалев скорее всего происходит от татарского имени Амин-Али, трансформировавшегося в Мин-Алея и Минг-Алея. Предполагается, что предок рода Мельгуновых на короткое время попал в Литву, где был обращён в католичество, а уже затем из Литвы в Москву, где Ян Мингалеев или Мингалев перешёл из католицизма в православие. Переселение основателя рода в Москву произошло в годы правления Василия II Тёмного или в первые годы правления Ивана III.

Род Мельгуновых по местам землевладения делился на три ветви: рязанскую, московскую и вологодскую. Первоначально они обосновались в Зарайском уезде, где, по грамотам царя Михаила Фёдоровича, Мельгуновы получили за службу часть поместных окладов в вотчину. Известно, что пятеро Мельгуновых принимали участие в московском осадном сидении 1609 года. В конце XVII века несколько Мельгуновых были стольниками и стряпчими. Пётр Наумович Mельгунов (1685—1751) был президентом камер-коллегии. Его сын действительный тайный советник Алексей Петрович Мельгунов (1722—1788).

Род Мельгуновых внесён в VI, II и III части родословной книги Вологодской, Казанской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Рязанской, Симбирской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Тверской и Ярославской губерний.

Герб рода Мельгуновых

Герб дворян Мельгуновых сходен с гербом римского феодального рода Орсини. В щите, имеющем серебряное поле, изображен чёрный медведь, с сидящей на нём княжной (девой) в красной (серебряной) одежде, имеющей на голове венец и волосы распущенные, а руки поднятые вверх. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нём короной, на поверхности которой видны два оленьих рога, и между них медведь, держащий в левой лапе розу. Намёт на щите серебряный, подложен голубым и красным. Герб внесён в I часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Герб Мельгуновых был сочинён при Екатерине II, по всей видимости, польским герольдом, так как представляет собой видоизменённый польский дворянский герб Равич. Для объяснения изображения на нём Мельгуновыми приводилась легенда о мнимой дочери некоего английского короля, наследнице отцовских богатств. Её брат, дабы завладеть этими богатствами, осудил её на съедение медведем. Однако зверь принцессы не тронул, а напротив, стал её защищать. Это якобы настолько потрясло исполнителей приговора, что они освободили принцессу, которая верхом на медведе явилась во дворец для примирения с братом.

Более поздние исследователи рода Мельгуновых предполагали, что этот герб был сделан польским герольдом в иносказательном смысле, с целью осмеяния, а не почтения, как намёк на брак полудикого татарина с какою-нибудь польской панной, по сравнению с которой, в культурном плане, тот казался медведем.

Связь рода с Ртищевским краем

Екатерина Алексеевна Волконская, ур. Мельгунова. Портрет работы В. Боровиковского
Могила Петра Наумовича Мельгунова. Санкт-Петербург, Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры

С XVIII и до начала XIX века род Мельгуновых владел усадьбой в селе Архангельское (Скачиха) ныне Ртищевского района. Первым, достоверно известным, владельцем имения был Пётр Наумович Мельгунов (1 декабря 1685 — 8 мая 1751) — действительный статский советник, президент камер-коллегии (1735—1737) и вице-губернатор Санкт-Петербурга (1741—1751). Его имя упоминается в переписных книгах второй ревизии, проходившей в 1744—1747 годах.

После смерти Петра Наумовича имение перешло по наследству его второму сыну Александру Петровичу Мельгунову. Он был генерал-майором и шефом кирасирского полка (1761), позднее получил чин генерал-поручика. По всей видимости Александр Петрович умер бездетным, так как его потомство неизвестно. Усадьба в селе Скачиха перешла его племяннику, младшему сыну генерал-поручика, действительного тайного советника, ярославского и вологодского генерал-губернатора Алексея Петровича Мельгунова Владимиру Алексеевичу Мельгунову (? — 1804). Он служил в лейб-гвардии Преображенском полку, в конце 1780-х годов имел чин поручика, затем ему был пожалован чин бригадира (нечто среднее между полковником и генерал-майором). Владимир Алексеевич упоминается в качестве владельца села в ведомости за 1794 год.

После смерти Владимира Алексеевича село Скачиха перешло к его сестре Екатерине Алексеевне Мельгуновой (18 мая 1770 — 21 августа 1853). В результате брака Екатерины Алексеевны и князя Дмитрия Петровича Волконского (1764—1812) усадьба перешла во владение князей Волконских. После смерти мужа, княгиня Екатерина Алексеевна, указом императора Александра I была освобождена от платежа пошлин со всех его имений, оставленных ей в пожизненное пользование. В 1848 году Е. А. Волконская была пожалована в статс-дамы. Журнал «Русский архив» писал, что она «была весьма известна в петербургском обществе и носила прозвище „lа tante militaire (тётушка-воин)“». Скончалась от простуды, была похоронена в семейном склепе в селе Суханово (ныне д. Суханово Ленинского района Московской области). Склеп был разрушен после Октябрьской революции.

Литература

  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск I. — Саратов: Типография губернского земства, 1890. — С. 13—26
  • Мельгуновы (дворянскій родъ). — СПб.: Г. Гоппе, 1895. — 8 с.

Ссылки