Ченыкаевы

Ченыкаевы
Губернии, в РК которых внесён род:

Саратовская

Часть родословной книги:

VI

Родоначальник:

Ченыкай мурза Тербердеев

Место происхождения:

Золотая Орда

Подданство:

Российская империя

Имения:

с. Ртищево
с. Песчанка

Ченыкаевы на «Родоводе»

Ченыкаевы — российский старинный дворянский род татарского происхождения.

Происхождение рода

Род Ченыкаевых ведёт своё документированное начало со второй половины XVII века, хотя отдельные упоминания относятся к более раннему времени. Родоначальник Ченыкаевых, Ченыкай мурза Тербердеев, «выехал из Золотой Орды и, вступя в российское подданство, продолжал военную службу, за которую в 1673 году от Государя … жаловали ему деревни с людьми и со крестьяны с пашенной землей …» в Керенском и Кадомском уездах, «За невосприятие православной христианской веры» по указу 1715 года родовые имения внука Ченыкая, мурзы Асана Ченыкаева, «отписаны были на Великого Государя и с сыном записаны в подушный оклад».

Сын Асана Мосен Ченыкаев, крестившийся в 1749 году и принявший имя «Михаил Александрович», определением Правительствующего Сената от 14 февраля 1756 года был исключён из подушного оклада и записан в дворянский список, и таким образом вернул род Ченыкаевых в состав русских служилых землевладельцев.

Определением Саратовского Дворянского Депутатского Собрания от 19 апреля 1806 года, по прошению отставного поручика Тимофея Михайловича Ченыкаева, и от 25 января 1819 года, по прошению его младшего брата коллежского асессора Алексея Михайловича Ченыкаева, род Ченыкаевых был признан в древнем дворянском достоинстве и внесён в VI часть родословной книги Саратовской губернии. Эти определения были утверждены указом Временного Присутствия Герольдии Правительствующего Сената от 29 января 1848 за № 2671.

После сопричисления в 1865 году к роду Ченыкаевых правнуков Тимофея Михайловича Ченыкаева, Правительствующий Сенат поставил под сомнение определения Саратовского Дворянского Депутатского Собрания от 19 апреля 1806, 23 июня 1830 и 6 ноября 1865 года в отношении Николая Тимофеевича Ченыкаева и его нисходящего потомства из-за отсутствия законного свидетельства о его рождении. По представлении Саратовской Духовной Консистории результатов произведённого следствия (свидетельство от 4 апреля 1868 года за № 7957), Правительствующий Сенат указом по Департаменту Герольдии от 19 сентября 1868 года за № 4095 окончательно утвердил род Ченыкаевых в древнем дворянском достоинстве.

Герб рода Ченыкаевых

По неуточнённым данным, родовой герб был пожалован Михаилу Александровичу Ченыкаеву императрицей Елизаветой II. В настоящее время герб Ченыкаевых неизвестен.

Связь рода с Ртищевским краем

С середины XIX века Ченыкаевы владели имением в селе Ртищево, которое перешло к ним от надворного советника Герасима Ивановича Ненарокомова. В «Сведениях о помещичьих имениях», вышедших в 1860 году, владельцем села Ртищево указана Е. А. Ченыкаева. Вероятно это была Екатерина Андреевна Ченыкаева (ур. Маслова) — супруга писателя Алексея Михайловича Ченыкаева (1771—1842).

К середине 1880-х годов в селе Песчанка располагалось имение коллежского секретаря Сергея Дмитриевича Ченыкаева (17 сентября 1850 — ?). На 1880 год он служил секретарём прокурора в Прокурорском надзоре Саратовской губернии. В 1883 году он был избран мировым судьёй 5-го участка по Сердобскому судебному мировому округу, к этому времени Сергей Дмитриевич получил чин титулярного советника.

Вадим Алексеевич Ченыкаев на 1913 год служил земским врачом Еланского врачебного участка[1].

Источники

  1. Памятная книжка Саратовской губернии на 1914 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1914. — С. 220
  • Адрес-календарь Саратовской губернии на 1884 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1883. — С. 54
  • Государственный архив Саратовской области:
    • Ф. 19, оп. 1, дд. 165, 1694; РГИА, ф. 1343, оп. 32, д. 1276
    • Ф. 660, оп. 1, д. 645
  • Памятная книжка Саратовской губернии на 1880 год. — Саратов: Издание Саратовского губернского статистического комитета, 1880. — С. 157
  • Приложенія къ трудамъ редакціонныхъ коммиссій, для составленія положеній о крестьянахъ, свѣдѣнія о помѣщичьихъ имѣніяхъ. Томъ III. — Спб: Типография В. Безобразова и комп., 1860
  • Списки населённых мест Саратовской губернии. Сердобский уезд. — Саратов: Изд-во Оценочно-статистического отделения Саратовской губернской земской управы, 1912
  • Ченыкаевы на сайте Татищевский край (Архивировано из первоисточника 4.10.20151).