Ртищевы

Ртищевы
Герб рода Ртищевых
Герб рода Ртищевых
Том и лист Общего гербовника:

III, 23

Губернии, в РК которых внесён род:

Владимирская, Тверская, Костромская, Калужская, Тамбовская, Курская, Саратовская и Тульская

Части родословной книги:

VI, II и III

Родоначальник:

Лев Прокопиевич Широкий Рот

Близкие роды:

Арсеньевы, Ждановы, Сомовы

Место происхождения:

Золотая Орда

Подданство:

Великое княжество Московское
Царство Русское
Российская империя

Имения:

с-цо Альшанка (Ртищево)

Ртищевы на «Родоводе»

Рти́щевы — русский дворянский род.

Происхождение рода

Род Ртищевых происходит от выехавшего в 1389 году из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Донскому знатного татарина Аслана (Ослана)-Челеби-Мурзы, принявшего православие и получившего имя Прокопий. Его сын Лев Прокопиевич, по прозвищу Широкий Рот (Лев-ртище), стал родоначальником Ртищевых.

Ртищевы состояли в родстве с Арсеньевыми, Ждановыми, Сомовыми и другими дворянскими родами. В середине XV века помещики Ртищевы отмечены в Дмитрове. Род Ртищевых внесён в VI, II и III части родословной книги Владимирской, Тверской, Костромской, Калужской, Тамбовской, Курской, Саратовской и Тульской губерний.

Герб рода Ртищевых

В щите, имеющим красное поле, между луной и шестиконечной звездой, изображены две серебряные скрещенные сабли и стрела, летящая вниз к серебряной подкове, шипами вверх обращённой.

Щит увенчан дворянским шлемом с дворянской на нём короной. Намёт щита красный, подложен серебром. Щит держат два вооружённых татарина[1]. Герб внесён в III часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.

Связь рода с Ртищевским краем

С 1720-х годов и до конца XVIII века Ртищевы владели усадьбой в селе Ртищево. Основателем и первым владельцем сельца Альшанки, которое в последствии стало именоваться селом Покровским или Ртищево, является, по всей видимости генерал-майор Василий Михайлович Ртищев (ок. 1683 — после 1743).

5 февраля 1743 года В. М. Ртищев разделил свои имения между тремя сыновьями, при этом сельцо Альшанка досталось Фёдору Васильевичу Ртищеву (ум. до 1754) — подпрапорщику лейб-гвардии Преображенского полка. Его имя упоминается в переписных книгах второй ревизии, проходившей в 1744—1747 годах. Фёдор Васильевич был женат (с 1736) на Анне Ипатовне Мухановой (1716~1720 — 1783?) — дочери контр-адмирала Ипата Калиновича Муханова[2]. Имел трёх дочерей: Варвару (~1740—?), Прасковью (~1742—?) и Федосью (~1744—?)[3].

После смерти Ф. В. Ртищева имение Ртищево перешло к одной из его дочерей, которая в свою очередь продала его надворному советнику Герасиму Ивановичу Ненарокомову. Последний упоминается в качестве владельца села в ведомости за 1794 год.

Вопреки бытующей легенде, окольничий царя Алексея Михайловича Фёдор Михайлович Ртищев (большой) (1626—1673) не является основателем села Ртищево.

Примечания

Литература

  • Голомбиевский А. А. Материалы для истории колонизации Саратовской губернии // Труды Саратовской учёной архивной комиссии. Т. III, выпуск I. — Саратов: Типография губернского земства, 1890. — С. 13—26
  • Куванов А. Ртищево — хорошее название // Путь Ленина. — 25 августа 1967
  • Ртищевы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки